Здесь вы найдете продолжение статьи о творчестве сербского ювелира Ненада Стояковича.
Основная техника – древняя: самые ранние филигранные изделия из Месопотамии датируются 3 000 годом до нашей эры, а другие предметы были найдены на археологических раскопках в Азии, на Ближнем Востоке, в Европе и Латинской Америке.
Работа Стояковича приобрела новое направление после того, как он посетил интенсивный четырехдневный мастер-класс по филиграни (Marko Risovic for The New York Times):

Но Стоякович пытается выработать современный стиль филиграни. Он указал на готовую серьгу, полную тугих спиралей, и сказал: «Это не традиционная филигрань. Я использую гораздо больше проволоки, она плотнее, и вы можете видеть слои и движение. Это совсем другое».
В 2023 году он представлял Сербию в книге «Современные филигранные украшения», в которой описаны 37 мастеров-филигранщиков из 22 стран. Книга была подготовлена Филипой Оливейра, португальским ювелиром, автором и преподавателем филиграни, и опубликована при финансовой поддержке Scottish Goldsmiths Trust и Goldsmiths Centre в Лондоне.
Носимые произведения искусства Ненада «выделяются из толпы», написала Оливейра в электронном письме. «Что делает его украшения современными, так это контраст между красивой тонкой филигранной резьбой и смелыми формами, которые создают скульптурные узоры. Использование оксидированной отделки также является элементом его работы, который обычно не ассоциируется с традиционной филигранью».
Стоякович родился в рабочем квартале Белграда. На Балканах филигранное мастерство традиционно передавалось от отца к сыну, но отец Стояковича был электриком. И хоть его интересовали ювелирное дело и скульптура, он планировал стать ученым.
В 2006 году, после двух лет обучения на факультете молекулярной биологии и генетики Белградского университета, он бросил учебу из-за финансовых проблем в семье и в итоге устроился работать в ювелирный магазин на американском круизном лайнере. Где бы он ни причаливал, он встречал дилеров, продающих местные драгоценные камни: «изумруды из Колумбии, опалы из Австралии». «Так я пришел в ювелирную индустрию».
Кольцо с филигранью работы Стояковича. «Для меня это было несложно», – говорит он о тонкой технике изготовления (Marko Risovic for The New York Times):

В 2009 году Стоякович выиграл стипендию на изучение ювелирного дизайна в Академии Риачи, школе искусств и дизайна во Флоренции, Италия, благодаря нескольким оловянным скульптурам, которые он сделал в подростковом возрасте. Вернувшись в Белград в следующем году, он основал Studio Manufactura, но его работа получила новое направление после того, как он посетил интенсивный четырехдневный мастер-класс по филиграни в Белграде под руководством Биляны Клекачкоска, известной как Биби, – выдающегося и нетрадиционного мастера по филиграни из Северной Македонии.
Клекачкоска, 51 год, сама научилась филиграни в 1997 году, когда пять мастеров ювелирного коллектива в Скопье, столице Северной Македонии, согласились обучить ее. «Поскольку никто больше не интересовался этим, мастера были рады показать мне», – сказала она в телефонном интервью из Германии, где она сейчас живет. Она начала преподавать в 2005 году, а через 10 лет взяла Стояковича в ученики. «Ненад очень талантлив, – говорит она, – поэтому он смог очень быстро освоить филигрань, и это большая радость, когда ты можешь поделиться знаниями с людьми».
С тех пор они поддерживают связь. По словам Клекачкоска, она особенно восхищается «его скульптурным подходом и влиянием архитектуры брутализма, а также тем, как он исследует и смешивает техники».
«Биби была моим первым наставником, – говорит Стоякович, – и я сразу же полюбил филигрань. Для меня это было несложно, и как только я овладел навыком, я практиковался и практиковался».
С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте