Ювелирное дело

Мокуме гане: от мечей к украшениям

Древняя японская техника изготовления мечей мокуме гане стала уникальным современным процессом изготовления ювелирных изделий. «Мокуме гане», что в переводе означает «металл с текстурой дерева», была разработана Дэнбэем Шоами, японским изготовителем деталей меча. Он был мастером по металлу и изобрел технику соединения слоев драгоценного металла вместе с использованием тепла и давления так, что при резке на нем появлялся рисунок, напоминающий текстуру древесины.

Кольца ручной ковки в технике мокуме гане из 18-каратного желтого золота, 14-каратного палладия из белого золота, 14-каратного розового золота, палладия 500 пробы и серебра
Кольца ручной ковки в технике мокуме гане из 18-каратного желтого золота, 14-каратного палладия из белого золота, 14-каратного розового золота, палладия 500 пробы и серебра

Декоративные объекты

Мокуме гане — трудоемкий процесс, требующий большого мастерства. Сегодня лишь несколько мастеров во всем мире создают украшения, используя эту технику. Шоами придумал процесс создания декоративных рукояток мечей и ножен в XVII веке. В то время они использовались самураями скорее как символы статуса, чем как оружие. В конце концов, когда производство мечей сократилось, те немногие мастера, которые практиковали эту технику, использовали ее для изготовления других декоративных предметов. К началу XX века эта техника практически канула в Лету. В 1970-е годы два мастера по металлу, изучившие эту технику в Японии, привезли ее в США и начали обучать других изготовлению мокуме гане.

Обручальное кольцо «Лайла» с узором кедра ручной ковки в технике мокуме гане из 14-каратного палладия, белого золота и серебра, с рейками из 18-каратного золота и бриллиантом круглой огранки 0,20 карата

Наслаивание металла

«Три или более слоев драгоценного металла соединяются вместе и обрабатываются для создания узора», — объясняет мастер по металлу и эксперт по мокуме гане Крис Плуф, владелец и дизайнер компании Chris Ploof Designs в Массачусетсе, США.

Кольцо с узором дуба ручной ковки в технике мокуме гане из 18-каратного золота, 14-каратного розового золота и травленого стерлингового серебра

Плуф заинтересовался искусством мокуме гане, когда увидел кольцо, изготовленное этим методом. Он начал посещать уроки изготовления ювелирных изделий и читать книгу об этой технологии, которая действительно заинтересовала его. В конце концов он устроился на стажировку, чтобы научиться делать ювелирные изделия.

«Мне потребовалось несколько лет работы над заготовками, прежде чем я смог сделать одну», — говорит Плуф. Заготовки — сложенные друг на друга металлические блоки, которые используются для изготовления мокуме гане. Этот процесс на 90 процентов выполняется вручную. Изготовление заготовок занимает около трех дней, а их толщина составляет от полдюйма до одного дюйма.

Кольцо с узором березы ручной ковки в технике мокуме гане из 14-каратного розового золота, палладия 500-й пробы и серебра с бриллиантами

В поисках зерна

Характеристика, которая делает технологию мокуме гане такой особенной, — это рисунок на металле, похожий на текстуру древесины. «Узор получается в результате резьбы, резки и ковки металла или его скручивания. Это обнажает некоторые слои, но не раскрывает другие», — говорит Плуф.

Кольцо с гравировкой клена ручной ковки в технике мокуме гане из 18-каратного золота, палладия 500 пробы и серебра

По словам Плуфа, самый сложный аспект работы над мокуме гане — отходы. К моменту изготовления изделия теряется около 65 процентов первоначального веса металла. «Мы отправляем все отходы на переработку», — говорит Плуф, добавляя, что очищенный металл можно использовать повторно.

Уникальная красота

Потребители, которые хотят чего-то уникального, часто бывают очарованы интригующими узорами украшений мокуме гане.

Обручальное кольцо Harper с узором клена ручной ковки в технике мокуме гане из 14-каратного палладия из белого золота и серебра с сапфиром диаметром 6 мм

«Красота изделий, выполненных в технике мокуме гане, в том, что каждое из них уникально и не может быть продублировано, как отпечаток пальца или снежинка, — заключает Плуф. — Необычно носить на руке произведение искусства. Каждый раз, изучая кольцо, я нахожу новый узор. Каждое кольцо — уникальное произведение искусства».

На основном фото: Крис Плуф, владелец и дизайнер компании Chris Ploof Designs.

Источник информационного материала и иллюстраций: https://www.igi.org/mokume-gane-from-swords-to-jewelry/

Выйти из мобильной версии