Компания Van Cleef & Arpels использует все доступные ей техники — от ремесленных навыков до волшебства механики — для создания одних из самых захватывающих часов в мире.

Опираясь на более чем вековой опыт и привлекая лучших современных мастеров своего дела, в 2017 году дом Van Cleef & Arpels начал создавать серию потрясающих современных автоматонов, известных как «Экстраординарные объекты». Эти сложные и трудоемкие произведения искусства редко можно увидеть за пределами музеев, где подобные экспонаты выставлены в стеклянных витринах. Доказывая, что мастерство, когда-то доступное лишь королевским особам прошлого, все еще возможно в наши дни, последняя новинка Van Cleef & Arpels под названием Brassée de Lavande («Охапка лаванды») представляет собой букет из эмалированных и расписанных вручную стеблей лаванды. Они медленно раскрываются, а в центре порхает бабочка, украшенная эмалью и драгоценными камнями. «Фактически раскрываются две линии веточек, — говорит Райнер Бернар (Rainer Bernard), руководитель отдела исследований и разработок часового дела компании. — Они сменяют друг друга, а затем медленно и почти одновременно, словно легкий ветерок, двигаются во время анимации, которая длится около 45 секунд».
Под внешней красотой этих 27-сантиметровых часов скрывается множество сложных механизмов, которые активируют сцену по требованию. Механизм, созданный эксклюзивно для дома известным швейцарским мастером автоматонов Франсуа Жюно (François Junod), был специально разработан для того, чтобы выдерживать вес лепестков из цельного золота. Под действием силы тяжести они открывались бы слишком быстро, поэтому часовщики разработали хитроумную пружинную систему, которая улавливает энергию, возникающую при падении, и высвобождает ее при возвращении, позволяя штифтам открываться и закрываться с естественной грацией. Усилия, необходимые только для создания технических элементов, настолько велики, что Van Cleef & Arpels открыл специальную мастерскую Extraordinary Objects в Сент-Круа, швейцарской Мекке автоматонов.
В общей сложности создание изделия заняло четыре года, от замысла до воплощения. «Это работа художников, тесно сотрудничающих друг с другом, создающих что-то и радующихся, когда у них это получилось», — говорит Бернар о мастерах, которые работали над этим произведением искусства. В эпоху мгновенного удовлетворения такая преданность ремеслу встречается все реже. Это напоминание о том, что само время — секретный ингредиент непреходящей красоты.
Ниже представлены этапы работы над автоматоном Brassée de Lavande.
1. Полировка крыльев

Мастер полирует одно из крыльев бабочки из 18-каратного белого золота, чтобы наполнить его структуру цветом и драгоценными камнями.
2. Эмаль

Эмаль в технике «витраж» полупрозрачного оранжевого и непрозрачного черного цветов наносится тонкой кисточкой. Затем изделие несколько раз обжигается в печи при разных температурах для достижения естественных оттенков.
3. Установка веточек

Часы украшены 36 вручную изготовленными из 18-каратного розового золота веточками лаванды. Здесь изображены крошечные венчики — пучки трубчатых лепестков — вместе со стеблем.
4. Полированное сусальное золото

Изгибы сусального золота тщательно отполированы вручную.
5. Формирование бутона

Из-за небольшого размера все элементы веточки должны быть сформированы и отполированы опытным мастером. Бутоны венчиков формируются с помощью инструмента, придавая им вогнутую форму на кончиках.
6. Верхушка стебля

Затем их собирают вместе, чтобы проверить, как они сидят на стеблях, прежде чем перейти к следующему этапу.
7. Аэрография

Известный мастер Катрин Николя (Catherine Nicolas), удостоенная награды Meilleur Ouvrier de France («Лучший мастер Франции»), тщательно раскрашивает каждый из 270 венчиков. «Нам нравится работать с ней, потому что она, пожалуй, лучшая из лучших», — говорит Бернар. Она также наносит зеленый цвет на листья.
6. Декорирование цветами

Цветы на верхушке каждой веточки такие крошечные, что их приходится украшать вручную. «Мы используем лак, как видите, поэтому он наносится кистью», — объясняет Бернар.
9. Перекрестный анализ

Веточки сравниваются с репродукцией часов, чтобы убедиться в их максимальном соответствии оригинальной концепции.
10. Полировка чаши

Здесь чаша из говлита, в которой хранятся веточки лаванды, полируется на шлифовальном круге. Нижняя часть изготовлена из насыщенного вердита. Выбрать правильный фрагмент этого зеленого камня — такой, чтобы он сохранял однородный цвет даже после огранки в цилиндрическую форму, — чрезвычайно сложно.
11. Все внимание на улиток

Часовая шкала на основании изготовлена из алюминия, покрытого лаком нефритового оттенка и инкрустированного 18-каратным желтым золотом и бриллиантами. По мере поворота шкалы первая веточка указывает час. Маленькие золотые улитки на стебле и листе служат еще одним поэтическим напоминанием о времени.
12. Полет бабочки

После 2070 часов ювелирной работы и 1400 часов, потраченных на изготовление и сборку механизма, изделие готово. Веточки медленно раскрываются и колышутся, создавая эффект цветов, дрожащих на ветру. Центральная часть в виде бабочки, украшенная эмалью, бриллиантами, аметистами и тигровым глазом, парит в воздухе, трепеща крыльями и кружась в полете.
Фото: Клара Годильер.
Источник информационного материала и иллюстраций: https://robbreport.com/style/jewelry/lists/van-cleef-arpels-extraordinary-objects-clock-1237254309/10-basin-polishing/