Здесь вы найдете продолжение статьи о вневременном виде украшений.
Как королева Елизавета II представила бриллиантовые броши миру
Королева Елизавета II на конном шоу в Виндзоре, 16 мая 1982 года (Getty Images):
Новый век принес с собой новые образцы ювелирных украшений. Эстетика ар-деко, характерная для архитектуры и декора, нашла свое отражение в дизайне ювелирных изделий с бриллиантами. Они были более причудливыми, чем броши 19-го века, и отличались волнистыми линиями, замысловатыми мотивами, заимствованными из природы, и вставками из эмали, жемчуга или драгоценных камней.
По-настоящему своего расцвета броши достигли при королеве Елизавете II, чья коллекция остается одним из самых необычных собраний природных бриллиантов в истории. За семь десятилетий своего правления королева накопила несравненную коллекцию драгоценностей, сверкающих бриллиантами, рубинами, жемчугом и сапфирами, но чаще всего она надевала свои броши, которых насчитывалось около сотни, и которые занимали особое место в ее сердце.
Королева Елизавета с брошью «Бабушкины чипсы» в 1984 году (Yousuf Karsh):
Она считала броши недооцененным аксессуаром, но подарила им непревзойденный престиж, надевая их в самые важные моменты своей жизни. Записи показывают, что она начала носить броши уже в 15 лет, часто это были подарки от родителей, например, аквамариновые броши, которые она получила на свое 18-летие.
От икон середины века до современных муз
Элизабет Тейлор получила премию «Оскар» в 1967 году (Getty Images):
Элизабет Тейлор в Лондоне в августе 1963 года (фото предоставлено CBS Photo Archive):
Другие иконы стиля середины 20-го века, в том числе Элизабет Тейлор и первая леди Жаклин Кеннеди, также помогли вернуть броши в моду. Тейлор часто превращала свои броши в подвески для колье, а любимая брошь Кеннеди 19 века в виде звезды из природных бриллиантов от Wartski стала одним из ее фирменных украшений, которое она часто носила в волосах для придания нотки современного гламура.
«У брошей нет ограничений, в отличие от других украшений. Серьги должны быть удобными для ношения. Кольца ограничены размером пальца. Брошь, по сути, не имеет структурных ограничений, поэтому она становится основой для творчества. Они почти как миниатюрные скульптуры», – говорит Котари.
Броши «Птица на камне» от Tiffany & Co. (любезно предоставлено Tiffany & Co.):
Реклама Tiffany & Co., опубликованная в New York Times в 1975 году (любезно предоставлено Tiffany & Co.):
Еще один важный момент в дизайне брошей наступил в 1965 году, когда дизайнер Tiffany & Co. Жан Шлюмберже представил ставшую культовой брошь «Птица на камне». Игриво расположившаяся на великолепном драгоценном камне, причудливая птица быстро стала одним из самых знаменитых творений Tiffany. Спустя десятилетия она остается фаворитом на красных дорожках.
Котари отметил, что появление брошей в 2025 году связано с широким распространением винтажной моды по всему миру. «Люди смешивают эпохи, перепродают и ищут изделия с индивидуальностью и историей. И броши выделяются на общем фоне, – сказал он. – Все видели серьги с бриллиантами. Не многие люди видят броши ежедневно, поэтому, когда кто-то надевает их, это выглядит выразительно и преднамеренно».
Некоторые из самых знаковых брошей с бриллиантами в мире
Королевские особы, легендарные кинозвезды и знаменитые исторические светские львицы, такие как Брук Астор, носили одни из самых культовых бриллиантовых брошей в мире. Все эти изделия не только демонстрируют исключительное мастерство исполнения, но и отражают индивидуальность тех, кто их носил.
Куллинан III и Куллинан IV, или «Бабушкины чипсы»
Елизавета II в 1962 году (© Ray Bellisario/Popperfoto via Getty Images):
Брошь «Бабушкины чипсы» (© Peter Macdiarmid):
Королева Мария, бабушка королевы Елизаветы, питала слабость к крупным бриллиантам. Поэтому, когда она получила доступ к камням, ограненным из алмаза Куллинан – самого крупного из когда-либо обнаруженных необработанных алмазов ювелирного качества, – она не стала сдерживаться. Результатом стала великолепная брошь с бриллиантами Куллинан III и Куллинан IV общим весом более 150 карат, что стало ярким свидетельством ее любви к необычным драгоценностям.
Она часто носила эти два бриллианта, скрепленные вместе в виде броши, которую она ласково прозвала «Бабушкиными чипсами». Вряд ли это можно назвать скромными «чипсами», ведь общий вес камней превышает 150 карат, а их стоимость оценивается более чем в 50 млн фунтов стерлингов ($ 61,4 млн).
Бриллиантовая брошь императрицы Евгении
Корсажная брошь-бант императрицы Евгении работы Франсуа Крамера из коллекции драгоценностей Французской короны (2016 RMN-Grand Palais (musée du Louvre) Stéphane Maréchalle):
Императрица Евгения, супруга Наполеона III, обладала страстью к эффектным драгоценностям, и ни одно из них не было более эффектным, чем ее великолепная бриллиантовая брошь-бант. Это изделие, созданное Франсуа Крамером в 1855 году для Всемирной выставки в Париже, первоначально было центральным элементом бриллиантового пояса, а позже было переосмыслено как огромное украшение для корсажа, украшенное почти 2 000 бриллиантами.
Этот бант, который императрица надевала на многочисленные государственные мероприятия, олицетворял гламур времен Второй империи – экстравагантный размах, техническую изысканность и серебристый, переливающийся блеск, который сделал его одним из самых ярких украшений Французской короны. Более ста лет эта брошь украшала галерею Аполлона в Лувре, являясь неотъемлемой частью великолепия двора Евгении.
В октябре 2025 года эта брошь была украдена из Лувра в числе драгоценностей эпохи Наполеона. Французские власти и международные агентства квалифицировали эту потерю как культурную трагедию «неоценимой» ценности, подчеркивая, насколько редки – и невосполнимы – такие исторические природные бриллианты.
Брошь-плюмаж принца Уэльского
Первый портрет герцога и герцогини Виндзорских после их бракосочетания во Франции в июне 1937 года (Getty Images):
Брошь принца Уэльского (любезно предоставлено Christie’s):
Это история настоящей любви с голливудским финалом. Когда Эдуард VIII должен был взойти на британский трон в 1936 году, ему запретили жениться на его настоящей любви, дважды разведенной светской львице Уоллис Симпсон. Вместо того чтобы покинуть ее, он предпочел любовь долгу и отрекся от престола, чтобы быть с ней.
В ознаменование их преданности он создал бриллиантовую брошь в форме пера. Украшение было настолько изысканным, что, когда позже оно поступило на аукцион, Элизабет Тейлор (близкая подруга Симпсон и бесспорная королева бриллиантов) приобрела его за полмиллиона долларов.
Броши с бриллиантами в 21 веке
Рианна и ее сын Райот принимают участие в показе мужской одежды AWGE Весна-лето 2026 в рамках Недели моды в Париже, который состоялся 27 июня 2025 года в Париже, Франция (Getty Images):
Двойная брошь с бриллиантами в стиле ар-деко от Joseph Saidian & Sons (@josephsaidianandsonsjewelry):
Броши с бриллиантами нравятся современным женщинам и мужчинам, потому что они универсальны. Рианна давно влюблена в ослепительные природные бриллианты и часто демонстрирует свою любовь в виде брошей, которые стали одним из ее фирменных аксессуаров.
Столь же незабываемой была Зендея, которая привлекла всеобщее внимание на Met Gala 2025 года в кремовом костюме от Louis Vuitton, украшенном брошью в виде змеи Bulgari Serpenti, искусно застегнутой сзади. Мы не сомневаемся, что к этому имеет отношение ее давний стилист Лоу Роуч.
Кендрик Ламар на шоу Apple Music Super Bowl LIX в Caesars Superdome 09 февраля 2025 года в Новом Орлеане, штат Луизиана (Getty Images):
Джон Батист исполняет Национальный гимн на сцене перед матчем Super Bowl LIX в Caesars Superdome 09 февраля 2025 года в Новом Орлеане, штат Луизиана (Cindy Ord/Getty Images):
Котари также отмечает, что одним из важных событий в современной культуре 2025 года стало появление бриллиантовой броши на головном уборе Кендрика Ламара во время шоу в перерыве между матчами за Суперкубок, а также музыканта Джона Батиста, который также там выступил. Батист на самом деле носил две броши «Птица на камне».
«Одна знаменитость, носящая брошь, – это большое событие, но две знаменитости на одном шоу действительно дали понять, что броши возвращаются. Это стало поворотным моментом в культурном воображении. Это напомнило людям, что броши могут быть смелыми, скульптурными и актуальными».
Почему броши с бриллиантами никогда не выходят из моды
Премия CFDA Fashion Awards 2025 напомнила нам о том, что броши никогда не выходят из моды; они всегда были неотъемлемой частью ювелирного искусства. «Я думаю, что стилисты, очевидно, используют броши, особенно для своих клиентов-мужчин, и мне нравится, что мы видим их повсюду на лацканах пиджаков», – говорит Бейли.
Она отмечает, что эти моменты, связанные с красной дорожкой, набирают популярность в социальных сетях, что вызывает у людей новый интерес к бриллиантовой броши. «Возможно, люди думают о том, как они могут использовать их с повседневной одеждой, и мне это нравится», – сказала она.
С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.naturaldiamonds.com/culture-and-style/diamond-brooches-guide/