По словам французских ювелиров, сохранение и передача навыков и ноу-хау являются серьезными проблемами, но они необходимы для развития отрасли. Поэтому важно привлекать в ювелирное дело молодежь. Этой миссии генеральный директор Van Cleef & Arpels Николя Бос (Nicolas Bos) посвятил более 10 лет.

Николя Бос
Николя Бос

Во время первой выставки De Mains en Mains, состоявшейся в декабре прошлого года в Лионе, ваша инициатива в отношении ювелирной карьеры была нацелена на широкую публику и особенно на молодежь.

В рамках выставки наши мастера представили свои ремесла. Школы обсудили дипломы и курсы, предлагаемые для соответствующих уровней образования. Нам нужно говорить с молодыми будущими ювелирами и привлекать их к участию, потому что в системе есть проблемы, которые могут помешать им принять свои первые карьерные решения. И это верно на уровне средней школы, а также в регионах занятости, которые менее информированы. Обсуждения перспектив роста и развития в регионе на наших семинарах в Лионе также стоят за De Mains en Mains.

Какие самые популярные профессии в ювелирной индустрии сегодня?

Мероприятие De Mains en Mains объединило все профессии, участвующие в процессе создания ювелирного изделия: рисовальщик, модельер, дизайнер, полировщик, оправщик, ювелир, не ранжируя их и не пытаясь приукрасить. У каждого явно есть своя доля удовлетворения и разочарования. Сегодня интерес сосредоточен на ювелире, который делает украшения, но не хватает полировщиков и закрепщиков.

Вы считаете, что в ювелирной отрасли не хватает мастеров? Но 20 лет назад мы опасались худшего.

Мы ничего не можем принимать как должное, но ситуация действительно изменилась. В 80-х и 90-х годах ювелирная отрасль была не в лучшей форме, она сводила на нет свои прошлые достижения и существующую рабочую силу. Школы изо всех сил пытались набрать учащихся, так как ручной труд не ценился. Помимо нескольких профессий, которые возникли в результате семейных традиций, когда люди становились ремесленниками по умолчанию. Производство было перенесено в Италию или Азию. Сегодня у нас есть все основания для оптимизма. В школах полно учеников с отличным уровнем, в том числе академической подготовки. Некоторые имеют степень бакалавра или даже высшее образование. Семьи больше не рассматривают ученичество как тупиковый путь.

Откуда взялся этот колоссальный импульс? Зарплата имеет к этому какое-то отношение?

Для выпускников школ ежемесячная зарплата составляет около 1600 евро и может достигать 5200 евро для известного ювелира. Кроме того, мы предлагаем схему распределения прибыли и поощрения. Но в основном это связано с популяризацией художественных профессий через прессу, выставки, книги и т.д. Решающую роль сыграло и реалити-шоу Top Chef. Своим игровым подходом оно запустило повальное увлечение не только кулинарными профессиями, но и другими видами работ, связанными с ручным трудом. Кроме того, ювелиры осознали необходимость инвестиций в долгосрочной перспективе. Мода на непрерывное производство губительна для передачи и сохранения редких ноу-хау.

На ваш взгляд, все ли участники отрасли должны сыграть свою роль?

Мы не ждем слишком многого от властей, для которых популяризация роскоши и декоративно-прикладного искусства не является приоритетом. Ситуация меняется, но полной поддержки у нас нет. Каждая крупная компания, мастерская и школа должны внести свой вклад. В мастерских Van Cleef & Arpels мы, помимо прочего, установили инкубаторы. Проще говоря, это программа ученичества с поддержкой выпускников и таблицами для анализа шагов и зарплат. Определяющую роль играет и Школа ювелирного искусства, открытая 10 лет назад: курсы для молодежи позволяют включиться в творческий процесс и увидеть себя будущими практиками.

Наконец, какой совет вы бы дали тем, кто мечтает попасть в ваши мастерские и овладеть искусством таинственной оправы – одним из лучших ювелирных навыков?

Лучше всего начать с крупной ювелирной школы в Париже или Лионе, а затем присоединиться к нашим семинарам для обучения на рабочем месте более опытными ювелирами. А чтобы стать мастером и освоить таинственную закрепку (оправа драгоценных камней без каких-либо зубцов и видимого металла), нужно учиться в общей сложности лет десять. Главное – терпение и решительность!

Источник информационного материала и иллюстраций: https://www.thefrenchjewelrypost.com/en/business/skills-jewelry-know-how-nicolas-bos/