Длинные жемчужные нити, широкие манжеты и украшения в стиле ар-деко, которые носили кинозвезды 1920-30-х годов, никогда не выходили из моды.

Грета Гарбо в роли гламурной танцовщицы и шпионки Маты Хари в одноименном фильме 1931 года (Clarence Sinclair Bull/John Kobal Foundation, via Getty Images):

Никто не сравнится с Гретой Гарбо, ч. 1

Сто лет спустя наше восхищение чудовищно прекрасным избытком 1920-х годов кажется более сильным, чем когда-либо. Эта жизнерадостность, безусловно, проявилась в Голливуде начала 1920-х годов, где эпоха немого кино переживала свой краткий расцвет. Этот период запечатлен в «Вавилоне», фильме Дэмьена Шазелла, номинированном на три премии «Оскар», в том числе за лучший дизайн костюмов.

Но этот фильм – лишь последнее яркое изображение того времени, когда мода и украшения стали такой же частью голливудского фольклора, как и те, кто все это носил. И похожий красочный стиль привлекает внимание на красных дорожках и подиумах сегодня.

«Голливудские звезды той эпохи серьезно относились к своим украшениям и выставляли их напоказ», – говорит Нил Лейн, ювелирный дизайнер и коллекционер из Лос-Анджелеса, который владеет изделиями из коллекций Джинджер Роджерс, Джоан Кроуфорд и других, и одевал на красную дорожку «Оскара» Рене Зеллвегер и Риз Уизерспун. «И это не было похоже на то, когда знаменитости выходили на сцену, а драгоценности просто висели там. Голливудские звезды поднимали руки, бросали свои украшения и крутили ими. Они танцевали со всем этим».

Голливуд отражал эпоху, но он также возглавил гламурную тенденцию ювелирных украшений.

Такие известные Дома, как Harry Winston и Joseff of Hollywood, стали более тесно связаны с киноиндустрией в начале 1930-х годов, когда в условиях депрессии появилось множество фильмов о гламурном эскапизме. Грета Гарбо в фильме «Мата Хари» (1931) с платьями и драгоценностями от Adrian и украшениями от Eugene Joseff, Марлен Дитрих в роли Екатерины Великой в фильме «Алая императрица» (1934) – или просто одержимая драгоценностями Дитрих, если на то пошло. Гарри Уинстон совершил турне по Соединенным Штатам со знаменитым бриллиантом Jonker весом 726 карат, где он фотографировался с Шерли Темпл и Клодетт Кольбер.

Актриса Жаклин Логан, около 1928 года (General Photographic Agency/Getty Images):

Эпицентр

Но эпоха немого кино была больше направлена на то, чтобы просто повеселиться и раздвинуть границы моды и сексуальной свободы. Вспомните платье с открытой спиной, возможно, с ожерельем-сотуар, провокационно ниспадающим на обнаженную спину, как павлинье платье Нормы Ширер в фильме «На сцене» (1926) – образ, который Valentino использовал в красном платье с открытой спиной Марго Робби на премьере «Вавилона» в Лондоне в январе.

«Голливуд действительно стал эпицентром моды, дизайна и инноваций в 1920-х годах, – говорит Лейн. – Париж все еще был модным, но кино стало гораздо более универсальным. Мир больше не смотрел на королевских особ Европы. Новой королевской властью стал Голливуд».

Этот переход от Европы к Голливуду принял различные формы, в том числе и в крупнейших европейских ювелирных Домах, таких как Cartier, которые во многом стали определять ювелирные украшения эпохи ар-деко.

«Прежде всего, мы должны упомянуть о зарождении Голливуда, потому что Голливуд был создан людьми, в основном пришедшими с Бродвея, – написал в электронном письме Пьер Райнеро, директор по международному имиджу, стилю и наследию Cartier. – Актеры, актрисы, режиссеры с Бродвея также были клиентами Cartier, уже с начала 20 века. Мы можем упомянуть Дугласа Фэрбенкса, Джин Харлоу, Глорию Свенсон или Рудольфа Валентино».

Когда такие звезды носили значимые украшения, «они влияли на весь мир», пишет Райнеро. «Фильмы оказывали большее влияние на весь мир, особенно американские фильмы того времени, а также знаменитости того времени носили их в своей частной жизни, поэтому они имели огромный резонанс в плане отклика на последние тенденции, что касается формы, эволюции и истории украшений».

Фильм «Вавилон», написанный и поставленный Шазеллом, сосредоточен на нескольких вымышленных персонажах, в том числе на старлетке Нелли ЛаРой, которую сыграла Робби и которая в некоторой степени была основана на Кларе Боу, «девушке 1920-х годов». В некотором смысле, путь Нелли в трехчасовом ускоренном темпе “Вавилона” рассказывается через украшения, которые она носит.

Кайя Гербер (слева) и Ли Цзюнь Ли в фильме «Вавилон» (2022) (Scott Garfield/Paramount Pictures, via Associated Press):

Для Мэри Зофрис, художницы по костюмам фильма, изображение эпохи было важно с точки зрения аутентичности и развития персонажей, а не просто рассыпания драгоценностей по экрану. По ее словам, все должно было соответствовать персонажам и моменту сюжета.

В нескольких ранних сценах гламур персонажа Нелли, а также леди Фэй Чжу (которую играет Ли Цзюнь Ли и которая основана на суперзвезде эпохи немого кино Анне Мэй Вонг), был приглушен, поскольку персонажи пытаются подняться от бедности к голливудской славе.

«Там были серьги, которые были важны для этих двух персонажей, но в остальном я не использовала слишком много украшений на леди Фэй, поскольку ее героиня жила с родителями и, вероятно, должна была давать им деньги, – сказала Зофрис. – А с Нелли мы использовали украшения, когда это подходило персонажу. В начале мы использовали только золотые филигранные серьги, пока она не стала звездой».

Но когда сюжет набрал обороты, сказала Зофрис, она почувствовала, что Нелли необходимо продемонстрировать гламур того времени. На премьере своего дебютного фильма 1926 года, в самом начале фильма, Нелли наряжена в пару сережек в стиле ар-деко из недавней коллекции Muse от Chanel из белого золота с 26 каратами сапфиров и 5 каратами бриллиантов.

В сцене, где Нелли выступает в роли звезды, требовалось нечто еще более гламурное: ожерелье-лариат с кисточкой от Chanel из белого золота с 17 каратами драгоценных камней pavé и бриллиантами в закрытой оправе.

«Драгоценности Chanel, которые мы использовали для Марго, были продакт-плейсментом, и я хотела сделать заявление о ее характере и элементе мгновенного удовлетворения в ее характере, – сказала Зофрис. – Но позже в фильме Нелли задолжала много денег из-за игорного долга, так что она, вероятно, могла бы продать много из них».

Крайности 1920-х годов: траектория «от лохмотьев до богатства», с крахом фондового рынка в 1929 году – это то, что запечатлено в фильме «Вавилон», и то, что Зофрис хотела отразить. Для достоверности она работала с Жанной Литтл, коллекционером из Южной Калифорнии, чтобы включить в экспозицию бижутерию, изделия из недорогих камней и металлов, которые публика 20-х годов воспринимала как настоящие, что было своего рода ловкостью рук.

Марго Робби в роли Нелли ЛаРой в фильме «Вавилон» (Paramount Pictures):

Продолжение следует…

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.nytimes.com/2023/03/12/fashion/jewelry-1920s-1930s-movie-glamour.html