Нона Дронова и ее воспоминания -от школьных занятий в Историческом музее до разговоров Морриса и моего прадеда
Нона Дронова и великие дизайнеры прошлого диктует ей ее стиль

Нона Дронова- значенитый эксперт, ученая, художник вспоминает свои корни, которые вдохновляют ее и сегодня!

«Моё первое прикосновение к истории — не через учебник, а через полумрак архивного фонда. Я была ещё школьницей, когда занималась в кабинете школьника при Государственном Историческом музее в Москве.

Нас водили по запасникам, показывали старинные изделия, ткани, шкатулки, вышивки, и сердце моё замирало каждый раз, когда я представляла, что где-то в этих стеллажах, возможно, хранятся образцы с мануфактуры моего прадеда — Алексея Комаровского».

Ткани, изготовленные по рисункам Алексея Комаровского (прадеда Ноны Дроновой)

Он был не просто купцом, но и знатоком орнамента и партнёром одного из самых знаменитых дизайнеров Англии — Уильяма Морриса.

И с каждым годом моего взросления я всё больше понимала: моя тяга к живописи, к цвету, к искусству тканого узора — не просто вкус, а наследие.

Ткани, изготовленные по проекту Ноны Дроновой на Фабрике «ПОРТО ТОРРЕС» Италия

🎨 Как рисовали вместе: Алексей и Уильям Моррис

Во время одной из поездок в Париж на Всемирную промышленную выставку 1889 года, мой прадед сопровождал Уильяма Морриса.

Они часами стояли у павильонов декоративных искусств, обсуждая:
— как можно было бы адаптировать готический мотив для шерстяного ковра,
— какие оттенки индиго лучше подойдут для бархата в северном интерьере,
— и почему русская роспись по дереву так перекликается с английским прерафаэлитским стилем.

«Ваши народные орнаменты — как рукописи, в них виден ритм дыхания», — говорил Моррис. — «Но только вкупе с тишиной фона они начинают звучать».


🧶 Как он учил его чувствовать цвет

Прадед вспоминал (по словам моей бабушки), как Моррис настаивал:
— каждый цвет должен быть не просто выбран, а прожит,
— красный — как гранат на солнце,
— зелёный — как лист под дождём,
— синий — только если он не кричит, а звучит.

Они экспериментировали с натуральными красителями: луковой шелухой, индиго, отваром коры дуба. Особенно долго Моррис объяснял, как добиться «приглушённого золота» — для жаккардов, которые потом Комаровские ткали в Ярославской и Новгородских губерниях на своих станках.


🧵 Как орнамент стал дипломатией

Их совместный проект — серия тканей «Северная сказка» — так и не была оформлена официально, но несколько рулонов были показаны на закрытой презентации у одного из коллекционеров на Арбатской площади в 1891 году. Эти образцы, по легенде, позднее попали в домашнию коллекцию, но были утрачены в ВОВ.

Именно их я и надеялась найти, когда заглядывала в архивные карточки в школьные годы в архивах Государственного Исторического музея

.


💬 Отголоски в моей жизни

«Когда я подбираю цвета для своих акварелей, я почти слышу, как Моррис советует моему прадеду: “Не спеши, ткань сама скажет, каким ей быть”».

Моя тяга к декоративному искусству, к структуре цвета и формы — это не просто интерес. Это продолжение разговора, начатого в Лондоне и Париже, между двумя людьми, верившими, что красота — это язык, понятный всем.



💎 ЦИТАТНИК НОНЫ ДРОНОВОЙ:

Вкус как форма уверенности

«Вкус — это не каприз. Это память рода, встроенная в пальцы и осанку.»

«Уверенность — не от лайков, а от того, что ты с детства знала: кружево на скатерти шила твоя прабабка.»

«Вкус не рождается в бутике. Он рождается на кухне, где мама разрезает пирог в цветастом фартуке и включает тебе Шнитке.»

«Женщина со вкусом может войти босиком в зал с министрами — и все встанут.»

«Когда ты знаешь, чем отличается кремовый от цвета слоновой кости, тебя уже нельзя дешево обмануть ни в любви, ни в сделке.»

«Вкус — это язык. И говорить на нём нужно с раннего детства.»

«Если девочка рисует, лепит, шьёт — не мешайте. Она формирует орган вкуса. Его не купишь, но с ним можно всё.»


О родовой памяти и стиле как наследии:

«Каждая из нас носит фамилию — даже если на визитке её нет. Носи её, как брошь на шёлке.»

«Стиль — это форма родовой благодарности. Мы красиво одеваемся не ради мужчин. Мы — ради бабушек, которые выживали в подвалах, но гладили воротнички.»

«У меня была прабабка, которая ткала шелк вручную. Поэтому я не поддакиваю вульгарным.»

«Твоя походка — не от каблуков. А от того, как шла твоя прабабка по ярмарке в новом платке.»

«Если хочешь воспитать стиль — начни с фотографий бабушки. Там больше вкуса, чем в любом лукбуке.»