С 1860-х по 1930-е годы натуральный жемчуг был предметом обсуждения в Париже, о чем свидетельствует новая выставка, которая продлится до 1 июня в Школе ювелирного искусства Van Cleef & Arpels.

Корсажная брошь от Henri Vever с жемчугом Миссисипи, бриллиантами, эмалью, золотом и серебром, 1905 год
Корсажная брошь от Henri Vever с жемчугом Миссисипи, бриллиантами, эмалью, золотом и серебром, 1905 год

Знаете ли вы, что в 1900 году в Париже на улице Лафайет на 100 домов приходилось 300 торговцев натуральным жемчугом?

Брошь из натурального жемчуга, бриллиантов, лазурита и платины, около 1920 года, частная коллекция
Брошь из натурального жемчуга, бриллиантов, лазурита и платины, около 1920 года, частная коллекция

Этот факт из научной книги привлек внимание Оливье Сегуры (Olivier Segura), геммолога и директора школы ювелирного искусства L’École Asia-Pacific, и запустил выставку «Париж, город жемчуга», которая продлится до 1 июня в отеле Hôtel de Mercy-Argenteau.

Брошь Gladiator от Van Cleef & Arpels из желтого золота, изумрудов, рубинов, бирюзы, жемчуга и бриллиантов, 1956 год, коллекция Van Cleef & Arpels
Брошь Gladiator от Van Cleef & Arpels из желтого золота, изумрудов, рубинов, бирюзы, жемчуга и бриллиантов, 1956 год, коллекция Van Cleef & Arpels

«Невероятно, но так все и было в то время, — сказал он перед открытием выставки. — Когда люди спрашивают, почему теперь их нет, я не в состоянии им ответить».

Ожерелье и серьги из золота и серебра с натуральным жемчугом и бриллиантами от Frédéric Boucheron, принадлежавшие Эдит Амелии Глин, леди Вулвертон, 1896–1902 гг., частная коллекция, любезно предоставлено Albion Art
Ожерелье и серьги из золота и серебра с натуральным жемчугом и бриллиантами от Frédéric Boucheron, принадлежавшие Эдит Амелии Глин, леди Вулвертон, 1896–1902 гг., частная коллекция, любезно предоставлено Albion Art

То, что начиналось как трехмесячный исследовательский проект Леонарда Пуи (Léonard Pouy), менеджера по контенту и передаче информации в школе ювелирного искусства, превратилось в эту выставку из 100 экспонатов и сопровождающий ее 240-страничный каталог.

Ожерелье Belle Epoque из пяти нитей натурального жемчуга, около 1910 года, частная коллекция, предоставлено Albion Art
Ожерелье Belle Epoque из пяти нитей натурального жемчуга, около 1910 года, частная коллекция, предоставлено Albion Art

Прежде чем погрузиться в безмятежные десятилетия в Париже между 1860-ми и 1930-ми годами, выставка развенчивает миф о том, что жемчуг образуется, когда моллюск проглатывает песчинку.

Хотя точные причины, вызывающие образование жемчужины, все еще ускользают от науки, такие условия, как температура, соленость и питание животного, во многом влияют на результат.

Кольцо от Рене Лалика (1860–1945) из желтого золота с натуральным жемчугом, бриллиантами и эмалью, около 1910 года, частная коллекция
Кольцо от Рене Лалика (1860–1945) из желтого золота с натуральным жемчугом, бриллиантами и эмалью, около 1910 года, частная коллекция

Не говоря уже об удаче. По статистике, всего одна из 100 устриц содержит натуральную жемчужину, и лишь одна из 100 таких жемчужин может считаться ювелирной, и только одна сотая из них подходит для ювелиров высокого класса.

Ожерелье из платины, натурального жемчуга и бриллиантов, 1900 год, коллекция Templier
Ожерелье из платины, натурального жемчуга и бриллиантов, 1900 год, коллекция Templier

«Это более 10 миллионов устриц, которые нужно выловить, чтобы получить высококачественную жемчужину ювелирного класса, — сказал Сегура. — Представьте, сколько вам нужно перебрать жемчуга, чтобы создать одно высококлассное ожерелье».

Подвеска от Germain Bapst (1853–1921) и Lucien Falize (1839–1897) из золота, натурального серого жемчуга и бриллиантов, около 1880 года, Лондон, Wartski
Подвеска от Germain Bapst (1853–1921) и Lucien Falize (1839–1897) из золота, натурального серого жемчуга и бриллиантов, около 1880 года, Лондон, Wartski

Интерес к жемчугу существовал на протяжении всей истории, но вырос в конце XIX века и достиг апогея в первые годы XX века. «Постепенный рост превратился в жемчужный пузырь», — сказал Пуи. Были достигнуты новые рекорды по цене за карат.

Подвеска от Germain Bapst (1853–1921) и Lucien Falize (1839–1897) из золота, натурального серого жемчуга и бриллиантов, около 1880 года, Лондон, Wartski
Подвеска от Germain Bapst (1853–1921) и Lucien Falize (1839–1897) из золота, натурального серого жемчуга и бриллиантов, около 1880 года, Лондон, Wartski

Экспонаты для выставки взяты из коллекций различных учреждений, от музея декоративно-прикладного искусства до института ювелирных изделий Albion Art. Среди них — комплект, разработанный Фредериком Бушероном для британской аристократки леди Вулвертон, каскад жемчуга Cartier, набор от Boivin и вечерняя сумочка от Van Cleef & Arpels.

Новая выставка исследует расцвет натурального жемчуга в Париже. Часть 2

Источник информационного материала и иллюстраций: https://wwd.com/accessories-news/jewelry/paris-pearl-jewelry-exhibition-van-cleef-school-1236729255/