Персидский залив помог жемчугу литься дождем и царить в Париже в течение всего периода. Причиной этого стал Леонард Розенталь. Этот парижский торговец начала XX века воспользовался кризисом, из-за которого местные рыбаки и торговцы не получали должной оплаты. Он прибыл на ослах, нагруженных мешками с монетами.

Ожерелье от Карло и Артуро Джулиано из золота с натуральным жемчугом и эмалью, около 1890 года, частная коллекция, предоставлено Albion Art
Ожерелье от Карло и Артуро Джулиано из золота с натуральным жемчугом и эмалью, около 1890 года, частная коллекция, предоставлено Albion Art

«Психологический эффект был мгновенным, — сказал Пуи. — Все хотели работать с ним, особенно потому, что он предлагал более высокие цены, чем его конкуренты, исключив посредников в Бомбее и Лондоне».

Ожерелье из золота и серебра с натуральным жемчугом и бриллиантами, 1890 год, частная коллекция, любезно предоставлено Albion Art
Ожерелье из золота и серебра с натуральным жемчугом и бриллиантами, 1890 год, частная коллекция, любезно предоставлено Albion Art

На волне его процветания во французской столице возникла целая экосистема. К началу 1920-х годов жемчуг был повсюду: от ювелирных изделий и одежды до фильмов и рекламы, о чем свидетельствуют десятки иллюстрированных образцов, украшающих стены выставки.

Ожерелье из белого золота и платины, натурального жемчуга и бриллиантов, около 1910 года, частная коллекция
Ожерелье из белого золота и платины, натурального жемчуга и бриллиантов, около 1910 года, частная коллекция

Бум был таким, что даже традиционные торговцы драгоценными камнями предлагали жемчуг, но на этом их влияние не ограничивалось. «Жемчуг стоил дороже бриллиантов, и все приезжали в Париж, чтобы купить его», — сказал Сегура.

Рекламный плакат Van Cleef & Arpels от Jean-Gabriel Domergue, 1923 год
Рекламный плакат Van Cleef & Arpels от Jean-Gabriel Domergue, 1923 год

«Трудно представить, в какой степени жемчуг способствовал культурному, экономическому, художественному и даже научному развитию Парижа и Франции в целом», — сказал Пуи. Многие инвестиции были осуществлены при поддержке богатых торговцев, в том числе торгового центра Galerie des Champs-Elysées.

Подвеска «Сова» из золота, барочного жемчуга, бриллиантов и рубинов, около 1880 года, частная коллекция, любезно предоставлено Albion Art
Подвеска «Сова» из золота, барочного жемчуга, бриллиантов и рубинов, около 1880 года, частная коллекция, любезно предоставлено Albion Art

К 1925 году, времени проведения Международной выставки современного декоративного и промышленного искусства, жемчуг в целом стал символом элегантности и современности. Но для натурального жемчуга это был переломный момент, который привел к упадку.

Браслет и клипса от René Boivin, вдохновленные серией Barbare, из гранулированного золота и натурального жемчуга, 1935–1937, La Galerie parisienne
Браслет и клипса от René Boivin, вдохновленные серией Barbare, из гранулированного золота и натурального жемчуга, 1935–1937, La Galerie parisienne

Дело было не только в чрезмерном вылове, но и в появлении высококачественного культивированного жемчуга, например, от Mikimoto. Он впервые был импортирован парижским ювелиром Worms перед началом финансового кризиса 1929 года.

Вечерняя сумочка от Van Cleef & Arpels из платины, жемчуга, оникса и бриллиантов, 1924 год, коллекция Van Cleef & Arpels
Вечерняя сумочка от Van Cleef & Arpels из платины, жемчуга, оникса и бриллиантов, 1924 год, коллекция Van Cleef & Arpels

Холокост положил конец парижской жемчужной промышленности, поскольку многие торговцы еврейского происхождения были убиты вместе со своими семьями. Те, кому удалось спастись, направились в США или Полинезию, где некоторые из них основали жемчужные фермы.

Брошь «Овечья голова» от JAR из серебра, золота и алюминия с натуральным жемчугом и звездчатыми сапфирами, 2006 год, частная коллекция
Брошь «Овечья голова» от JAR из серебра, золота и алюминия с натуральным жемчугом и звездчатыми сапфирами, 2006 год, частная коллекция

Хотя натуральный жемчуг утратил часть своего блеска для широкого потребителя ювелирных изделий, у него все еще есть блестящее будущее, особенно в сфере высоких ювелирных изделий. В последнем разделе выставки показаны недавние творения таких ювелирных брендов, как JAR или афинский ювелир Theodoros.

Брошь Dusausoy из платины, натурального жемчуга и бриллиантов, около 1930 года, Лондон, Symbolic & Chase
Брошь Dusausoy из платины, натурального жемчуга и бриллиантов, около 1930 года, Лондон, Symbolic & Chase

А ювелирам, интересующимся натуральным жемчугом, по словам кураторов, еще есть с чем работать. Запасы жемчуга передаются по семейным линиям и компаниям, а в некоторых странах все еще есть небольшое, но существенное производство.

Новая выставка исследует расцвет натурального жемчуга в Париже. Часть 1

Источник информационного материала и иллюстраций: https://wwd.com/accessories-news/jewelry/paris-pearl-jewelry-exhibition-van-cleef-school-1236729255/