В Женеве, за невзрачной дверью самого обычного здания и под усиленной охраной скрывается сокровищница исторических драгоценностей Cartier. Некоторые из них станут звездами нового показа.

Индуистское колье 1936 года, в котором каждая бусина из изумруда, рубина и сапфира украшена бриллиантом в цанговой оправе, изготовлено по специальному заказу для г-жи Дейзи Феллоуз, парижского корреспондента Harper's Bazaar с 1933 по 1935 год. Коллекция Нильса Херрманна / Cartier
Индуистское колье 1936 года, в котором каждая бусина из изумруда, рубина и сапфира украшена бриллиантом в цанговой оправе, изготовлено по специальному заказу для г-жи Дейзи Феллоуз, парижского корреспондента Harper’s Bazaar с 1933 по 1935 год. Коллекция Нильса Херрманна / Cartier

Получить приглашение просмотреть архивы Cartier в Женеве — все равно, что посетить Форт-Нокс. Для всей этой секретности и безопасности есть веская причина. В здании находится коллекция Cartier, хранилище дома, насчитывающее более 3000 исторических артефактов и драгоценностей, физическое воплощение истории бренда.

Дом был основан в 1847 году, когда ювелир и часовщик Луи-Франсуа Картье возглавил мастерскую своего наставника Адольфа Пикара. Несмотря на неопределенность после Французской революции 1848 года, Картье сумел развить бизнес, открыв первый бутик под своим именем в 1859 году. Под руководством его амбициозного сына Альфреда, который взял на себя бразды правления компанией в 1874 году, бутик переехал в более престижное место: на Rue de la Paix в Париже. Бренд пользовался покровительством нескольких королевских семей, в том числе короля Эдуарда VII, который прозвал Картье «ювелиром королей и королем ювелиров» за его новаторскую работу. Именно сыновья Альфреда — Луи, Пьер и Жак — обеспечили международный успех Cartier в начале 1900-х годов. Они основали роскошные флагманские магазины в Лондоне и Нью-Йорке и ездили в такие страны, как Индия, в поисках необыкновенных драгоценных камней для своих творений.

Брошь Hexagon 1910 года
Брошь Hexagon 1910 года. Studio Gérard / Cartier

«Мы сохраняем эту коллекцию, реставрируем и поддерживаем в хорошем состоянии изделия, чтобы их можно было увидеть на выставках по всему миру», — говорит Пьер Райнеро (Pierre Rainero), директор по имиджу, стилю и наследию Cartier. «Мы также следим за международными аукционами и рынком, поэтому коллекция продолжает расти с каждым годом», — добавляет Паскаль Лепе (Pascale Lepeu), директор коллекции Cartier. Райнеро и Лепе работают вместе, чтобы определить, достоин ли предмет включения в коллекцию.

Официально открытая в 1983 году (хотя Cartier начал выкупать изделия еще в 1973 году), в этом году коллекция отмечает свое 40-летие. Райнеро и Лепе вместе со своими коллегами усердно готовят 200 предметов для своей следующей глобальной выставки. Она пройдет в Лувре Абу-Даби, где эти экспонаты присоединятся к еще 220 артефактам, таким как рисунки, ткани и фотографии, полученным из Музея исламского искусства в Дохе и Метрополитен-музея в Нью-Йорке, а также из частных коллекций.

Эффектное колье с аметистом и бирюзой, созданное для герцогини Виндзорской в 1947 году. Коллекция Нильса Херрманна / Cartier
Эффектное колье с аметистом и бирюзой, созданное для герцогини Виндзорской в 1947 году. Коллекция Нильса Херрманна / Cartier

Открывающаяся в ноябре этого года выставка «Cartier, исламское вдохновение и современный дизайн» станет 40-й выставкой творений Cartier с момента основания коллекции. Это совместный проект с Музеем декоративного искусства в Париже и Лувром. Представляя собой переосмысление выставки, которая первоначально была показана в прошлом году в Художественном музее Далласа, презентация будет исследовать влияние исламского искусства на стилистический язык дома с самого начала XX века до наших дней.

На выставке будет представлено множество удивительных предметов: от элегантных часов Mystery из горного хрусталя начала 1920-х годов (по словам Райнеро, это одно из самых ценных произведений в коллекции) до эффектного колье из аметиста и бирюзы, созданного для герцогини Виндзорской в 1947 году. Все они демонстрируют глубокое влияние, которое каллиграфические, абстрактные и геометрические мотивы, характеризующие исламский дизайн, оказали на братьев Луи и Жака Картье, а также на Жанну Туссен, новаторского креативного директора Cartier.

Часы Mystery 1921 года, «один из самых ценных экспонатов коллекции». Коллекция Нильса Херрманна / Cartier
Часы Mystery 1921 года, «один из самых ценных экспонатов коллекции». Коллекция Нильса Херрманна / Cartier

«Впервые многие из этих произведений будут представлены вместе с документами, показывающими конкретный процесс их создания. Вы практически сможете проникнуть в мысли дизайнеров Cartier, когда они работали над этими предметами, — говорит Райнеро. — Вы увидите, как каждое новое творение открывало дверь для будущих дизайнов и идей, что, на мой взгляд, очень оптимистично».

Выставка «Cartier, исламское вдохновение и современный дизайн» пройдет в Лувре Абу-Даби с 16 ноября 2023 года по 24 марта 2024 года.

Источник информационного материала и иллюстраций: https://www.thetimes.co.uk/article/cartier-islamic-inspiration-and-modern-design-jewellery-times-luxury-gp2pqgtvc