Выставка «Габриэль Шанель: Манифест моды» открылась в музее V&A.

1 ноября 1932 года в доме 29 по улице Фобур-Сент-Оноре собрались самые знаменитые лица того времени, чтобы встретиться с единственной и неповторимой Коко Шанель. В парижском особняке Габриэль Шанель собрались такие известные личности, как Пабло Пикассо, поэт и драматург Жан Кокто, американская актриса Глория Свенсон и Эйлин, герцогиня Сазерленд, правительница гардеробной королевы Марии.
Ведь это была премьера выставки ее первой (и единственной) коллекции украшений с бриллиантами, получившей буквальное название «Bijoux des Diamants».
В течение последующих 12 дней около 30 000 посетителей, заплатив по 20 франков (эти деньги шли на благотворительность), заходили в огромные дубовые двери, чтобы увидеть первую в истории коллекцию ювелирных украшений Шанель. Все драгоценности были украшены исключительно белыми и желтыми бриллиантами в платине и желтом золоте.

Любезно предоставлено CHANEL
В окружении деревянных панелей с золотой росписью и под высокими скульптурными потолками второго этажа Hotel Particulier 55 бриллиантовых украшений были представлены на восковых моделях, похожих на живых людей.
Мало кто помнит, что всего за несколько лет до этого Шанель так часто высмеивала бриллианты, говоря, что ее бижутерия «лишена высокомерия в эпоху чрезмерно легкой роскоши».
Что же изменилось в позиции мадемуазель, что заставило ее, по словам ее биографа Жюстин Пикарди, сделать такое замечание: «В экономическую эпоху такой неопределенности хочется иметь уверенность. Единственное, что дает уверенность, – это бриллианты, которые можно положить в карман»?
Габриэль «Коко» Шанель, 1931 год (Getty):

Ответ на этот вопрос кроется в разрушительных последствиях краха на Уолл-стрит, произошедшего чуть более трех лет назад, и в экономическом спаде, который заставил даже самого успешного дизайнера в мире перейти от искусственных украшений к природным бриллиантам, пусть даже всего один раз.
Как же все это произошло? Компания British Diamond Corporation, входящая в состав De Beers, заказала Шанель коллекцию украшений с собственными бриллиантами, предоставленными во временное пользование, чтобы способствовать росту международных продаж бриллиантов. Вместе с ее другом Полом Ирибе, художником, известным своими ювелирными работами, они превзошли все ожидания с лихвой. Цена акций De Beers взлетела на бирже – и драгоценности имели оглушительный успех.

Любезно предоставлено CHANEL
Новаторство изделий заключалось не только в их легкости и отсутствии тяжелых застежек и защелок, но и в возможности носить их как днем, так и вечером: брошь была не только брошью, но и украшением для волос; колье могло быть поясом или даже браслетом.
Детство и нынешняя жизнь Шанель вдохновили ее на создание необыкновенных украшений: драгоценности, похожие на ленты с бриллиантами pavé, охватывали запястья; бахрома, как на модных платьях flapper, была воссоздана в виде необыкновенного головного убора – так непохожего на диадемы того времени.
В качестве брошей были использованы перья, такие же легкие и нежные, как их реальные аналоги. Из своего детства, проведенного в приюте Аубазин, она воссоздала созвездия, на которые она смотрела в многочисленных мозаиках, фресках и витражах монастыря, – в более сверкающих брошах, браслетах, кольцах и ожерельях. Объясняя галактику звезд, которую она создала из бриллиантов, Габриэль сказала французской газете L’Intransigeant в 1932 году: «Я хотела покрыть женщин созвездиями. Звездами! Звездами всех размеров, сверкающими в волосах…»

Любезно предоставлено CHANEL
Один из двух сохранившихся экспонатов этой выставки теперь можно увидеть на недавно открывшейся выставке в лондонском Музее Виктории и Альберта. В комнате, заполненной кружевными и расшитыми блестками платьями от-кутюр, находится брошь COMETE. Она величественно возвышается на специальном стенде, бриллианты старинной огранки сверкают на фоне видеороликов, демонстрирующих посетительниц выставки в Париже тех лет. В центре пятидюймовой звезды неправильной формы находится бриллиант весом 1,5 карата, окруженный 19 бриллиантами в оправе, на каждом из пяти лучей – по два бриллианта.
Это, несомненно, одно из самых ярких впечатлений этого исторического события.
Выставка продлится до 25 февраля 2024 г.
С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте