Чета авангардных датских художников Арье и Ирен Григст хочет, чтобы мир наслаждался их наследием, но в определенных пределах.

Украшения датского дизайнера Арье Григста (слева направо): Spiral Collier No. 2 (дизайн 1970-х годов), Face Of The Night (1967), Siren (1983-1984) и кулон (1981) (Charlotte de la Fuente for The New York Times):

О возрожденном датском дизайнерском бренде Griegst, ч. 1

В 2014 году Ноам Григст, датский фотограф и видеограф, работал в Шанхае над кампанией для Cartier, когда решил завести аккаунт в соцсетях для Griegst, культового, но бездействующего бренда, основанного его отцом Арье.

«Я не мог держать это на полке», – говорит Ноам, и в 2018 году – через два года после смерти 78-летнего отца – он начал поручать мастерам воспроизводить винтажные украшения и предметы декора по архивным дизайнам.

В конце концов, как сказал 54-летний Ноам в недавнем интервью, за свою карьеру он фотографировал прекрасные вещи, но «ни одна из них и близко не стояла со вселенной Griegst».

Арье Григст родился в 1938 году в еврейской семье среднего класса в Копенгагене. Сын талантливого ювелира и гравера, он обучался у современников отца, а в 1961 году компания Georg Jensen, производящая столовое серебро, оказала Арье своего рода спонсорскую поддержку. Ему вручили мешочек с драгоценными камнями и велели отправиться на поиски себя в Париж.

«После путешествия по Испании, – говорит Ноам, – он вернулся с невероятными необработанными рубинами и изумрудами».

По его словам, «барочно-панковское видение» его отца, «которое было просто сумасшедшим», вырвалось из чар модернизма, царившего в Дании в то время, и обеспечило ему репутацию «плохого парня». По словам его сына, Арье тяготел к пышному модерну и сюрреалистической эстетике, схожей с эстетикой Гауди и Дали.

Арье Григст в Копенгагене в 1976 году с некоторыми из своих творений, слева направо: половник и супница, канделябр, маленький подсвечник и суповые миски (Nikolaj Fenger, via Griegst):

И сейчас возрождение бренда – это «параллель с возрождением бренда Schiaparelli, которое мы наблюдаем», говорит Нина Халд, редактор Au.Clock, издания о ювелирной и часовой торговле в Дании.

Керстин Викман, почетный профессор Университета искусств, ремесел и дизайна Констфак в Стокгольме и автор книги «Григст: Ювелир, дизайнер и скульптор» (2013 г.), сказала, что Арье был «техническим виртуозом», чьи работы демонстрируют его собственные чувство юмора, а также страхи.

Одной из самых известных работ Арье была современная тиара из цветов, которую украсили паук, бабочка и жук, сделанная в 1970-х годах для королевы Дании Маргрете II. В течение многих месяцев он выбивал лепестки мака из листов 21-каратного золота, вырезал капли росы из куска лунного камня и создавал бутоны из куска балтийского янтаря, подаренного ему королевой.

Маргрете, отрекшаяся от престола в январе, надевала тиару, получившую название «Датское утро», во время государственных визитов. Недавно она назвала авангардное украшение «прекрасным», хоть и «немного сложным в ношении».

Лица членов семьи

В 2018 году возрожденный бренд арендовал выставочный зал в пяти минутах ходьбы от театра Королевского датского балета в Копенгагене. Ноам, который теперь является креативным директором бренда, сказал, что компании было словно «суждено» занять это помещение, поскольку его отец сделал несколько важных ранних работ – утонченные изделия из золотой проволоки и кинетические шармы – для Анны Леркесен, одной из прима-балерин труппы. И именно здесь Ноам, регулярно фотографировавший танцовщиц, встретил свою жену Амалию Адриан.

Ноам Григст со своей женой Амалией Адриан в Копенгагене в начале этого месяца (Charlotte de la Fuente for The New York Times):

34-летняя Амалия работает консультантом в компании Griegst и часто становится моделью для волшебных образов бренда, которые фотографирует Ноам.

Продолжение следует…

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.nytimes.com/2024/08/28/fashion/jewelry-design-griegst-denmark.html