Здесь вы найдете продолжение статьи, посвященной истории синего цвета в мировом искусстве.
Джотто, Мадонна с младенцем, 1310-1315 гг.:
В эпоху раннего итальянского Возрождения Дева Мария, облаченная в синее одеяние, стала центральным объектом религиозного искусства. Были приняты законы, запрещающие обычным гражданам носить синий цвет, оставляя его исключительно для изображений Девы Марии.
«Благородный цвет, прекрасный, самый совершенный из всех цветов», – писал художник Ченнино Ченнини (1360-1427 гг.). Поставки пигмента ультрамариновой сини, изготавливаемого из лучшего импортного лазурита, контролировались церковью, в результате чего он стал стоить дороже золота.
Когда в 1305 г. была открыта капелла Скровеньи в Падуе, украшенная реалистичными фресками Джотто (1267-1337) под ультрамариновым потолком, пронизанным золотыми звездами, щедрое использование синего цвета ослепило верующих.
Примерно в тот же период посетителей Шартрского собора во Франции встречал почти целый акр светящихся витражей, большая часть которых была тонирована в «шартрскую синь» – оттенок кобальта.
В XVII веке голландский художник Ян Вермеер (1632-1675 гг.) использовал особенно удачный оттенок ультрамарина на основе лазурита – глубокий синий с легким оттенком зеленого, который встречается и в лучших сапфирах, в том числе кашмирских, обладающих «мягким и бархатистым» синим цветом.
Кольцо Crown Jewel of Kashmir с сапфиром и бриллиантом:
В последующие столетия синий цвет, бывший когда-то цветом королевских особ, стал более разнообразным и доступным. В Японии в период Эдо (1603-1868 гг.) приобрел огромную популярность синий цвет индиго – дорогостоящий краситель из растения Indigofera Tinctoria, который тысячелетиями использовался в Индии, Восточной Азии и Египте.
Поскольку простолюдинам было запрещено носить шелк, широкое распространение получила одежда из хлопка, который легко окрашивался индиго, и краситель подешевел. Синтетический индиго, разработанный в Европе в конце XIX века, является цветом современных синих джинсов.
Случайное открытие берлинской лазури в Германии в 1704 г. позволило художникам-романтикам XVIII в. и японским печатникам эпохи Эдо получить доступный глубокий синий цвет с новыми богатыми оттенками. Церулеанская синь, впервые синтезированная в 1805 г., – это бледная лазурь, которая быстро стала незаменимой для пейзажистов, включая французских импрессионистов.
Кацусика Хокусай, «Большая волна в Канагаве» (Kanagawa oki nami ura), 1831 г.:
По мере увеличения количества разновидностей синего пигмента художники комбинировали их для достижения художественного эффекта. Знаменитый «Голубой мальчик» Гейнсборо 1770 г. одет в голубой атласный наряд, созданный с помощью пигментов индиго, лазурита и кобальта.
В портретах Пикассо «голубого периода» широко использовалась берлинская лазурь, а также более новые синтетические пигменты – ультрамарин. Художник Ив Кляйн (1928-1962), в 1960 г. совместно с парижским торговцем красками разработал свой особый оттенок ультрамарина, получивший название International Klein Blue. Работая с обнаженными женщинами-моделями – «живыми кистями», покрытыми его фирменным цветом, – он рисовал перед живой аудиторией, создавая новый вид искусства, объединивший живопись и перформанс.
International Klein Blue:
Сегодня синий цвет доступен художникам в широкой гамме синтетических, органических и минеральных пигментов: компания Windsor & Newton предлагает художникам масляной живописи 15 оттенков на выбор. Химики создали синтетические ультрамарины, имитирующие блеск лазурита, а также заменители марганцевой сини, которая когда-то использовалась для окраски бассейнов, но теперь запрещена из-за своей токсичности.
В исследовании, проведенном в 2015 году на четырех континентах, попросили людей назвать свой любимый цвет и подтвердилось, что синий – самый популярный цвет в мире.
С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.sothebys.com/en/articles/dazzled-by-the-infinite-blue-a-story-of-a-colour-through-art-history?locale=en