Ювелирное дело

Особенности обучения ювелиров до революции

Обучение русских мастеров  искусству эмали

            Для поднятия на должную высоту  искусства эмали правительство Русского государства принимало различные меры. Одной из них было привлечение для работы в Москве северных мастеров. В 1745 году было организовано обучение искусству чернения у приехавшего из Сольвычегодска Якова Попова. Московские резчики и приезжие мастера были отданы в полное распоряжение мастера на 10 лет. Правительством были проведены и другие мероприятия. С 1735 года к торговым караванам, которые каждые три года направлялись в Китай с русскими товарами, начали присоединять специально для этого выделенных мастеров-серебряников из Москвы и сибирских городов Иркутска и Тобольска. Их главная задача заключалась в изучении художественных ремесел, в том числе искусства изготовления художественных эмалей. Первым был послан Осип Мясников, который потом еще дважды совершил путешествие в Пекин и обратно. Во время поездок Мясникову удалось выучиться «составлять из разных материй флюсты (эмали) цветные, а именно белый, вишневый, лазоревый, зеленый, которые и пробовал через огонь». Вместе с Мясниковым в Пекин в качестве учеников были посланы Дмитрий Попов и Алексей Курсин. В доказательство того, что они в совершенстве овладели искусством финифти, по возвращении на родину они представили сделанные ими серебряный  эмалевый  подносик и чарку. Из Китая они вывезли материалы для изготовления эмали и были отпущены на небольшой срок в Сибирь с заданием разыскать «в Иркуцкой провинции к деланию финифтяного художества матерьяло». В 1757 году   Курсину и  Попову были даны для обучения четыре ученика, которым  назначили жалованье. В 1764 году мастера — эмальеры вместе с домом, где они работали, и всем инвентарем были переданы из Сибирского приказа в ведение Главного магистрата, который впредь должен был наблюдать за производством и «размножением сего художества».

            Обучение ювелиров в провинции         

           Страницы архивных документов академика А.Е Ферсмана раскрывают картину работ в глуши Уральской тайги,  в деревнях Поволжья и Олонецкого  края. Энергичными мастерами-умельцами были созданы многочисленные гранильные и ювелирные мастерские, где каждый мастер имел несколько учеников-подмастерьев. В подмастерья брали  детей десяти одиннадцати лет. Их обучение занимало в среднем до  семи лет .

           Некоторые провинциальные мастера достигали исключительного совершенства своих работ. Их изделия широко распространялись в городах России, практически всегда в большом ассортименте они предлагались на Нижегородской ярмарке. Основным мотивом отделки изделий кустарей было копирование природных орнаментов. Но все же  основной массе изделий недоставало художественности и разнообразия замысла. Это объясняется тем, что провинциальные мастера и особенно кустари были поставлены в крайне неблагоприятные условия. Пройдя весь курс ученичества в малых, плохо оборудованных мастерских, они усваивали самые элементарные технические приемы, дальше которых чаще всего не шли уже никогда. Практически нигде молодежь не обучалась рисунку и основам проектирования изделий из металла и камня.

Выйти из мобильной версии