Обучение русских мастеров  искусству эмали

            Для поднятия на должную высоту  искусства эмали правительство Русского государства принимало различные меры. Одной из них было привлечение для работы в Москве северных мастеров. В 1745 году было организовано обучение искусству чернения у приехавшего из Сольвычегодска Якова Попова. Московские резчики и приезжие мастера были отданы в полное распоряжение мастера на 10 лет. Правительством были проведены и другие мероприятия. С 1735 года к торговым караванам, которые каждые три года направлялись в Китай с русскими товарами, начали присоединять специально для этого выделенных мастеров-серебряников из Москвы и сибирских городов Иркутска и Тобольска. Их главная задача заключалась в изучении художественных ремесел, в том числе искусства изготовления художественных эмалей. Первым был послан Осип Мясников, который потом еще дважды совершил путешествие в Пекин и обратно. Во время поездок Мясникову удалось выучиться «составлять из разных материй флюсты (эмали) цветные, а именно белый, вишневый, лазоревый, зеленый, которые и пробовал через огонь». Вместе с Мясниковым в Пекин в качестве учеников были посланы Дмитрий Попов и Алексей Курсин. В доказательство того, что они в совершенстве овладели искусством финифти, по возвращении на родину они представили сделанные ими серебряный  эмалевый  подносик и чарку. Из Китая они вывезли материалы для изготовления эмали и были отпущены на небольшой срок в Сибирь с заданием разыскать «в Иркуцкой провинции к деланию финифтяного художества матерьяло». В 1757 году   Курсину и  Попову были даны для обучения четыре ученика, которым  назначили жалованье. В 1764 году мастера — эмальеры вместе с домом, где они работали, и всем инвентарем были переданы из Сибирского приказа в ведение Главного магистрата, который впредь должен был наблюдать за производством и «размножением сего художества».

            Обучение ювелиров в провинции         

           Страницы архивных документов академика А.Е Ферсмана раскрывают картину работ в глуши Уральской тайги,  в деревнях Поволжья и Олонецкого  края. Энергичными мастерами-умельцами были созданы многочисленные гранильные и ювелирные мастерские, где каждый мастер имел несколько учеников-подмастерьев. В подмастерья брали  детей десяти одиннадцати лет. Их обучение занимало в среднем до  семи лет .

           Некоторые провинциальные мастера достигали исключительного совершенства своих работ. Их изделия широко распространялись в городах России, практически всегда в большом ассортименте они предлагались на Нижегородской ярмарке. Основным мотивом отделки изделий кустарей было копирование природных орнаментов. Но все же  основной массе изделий недоставало художественности и разнообразия замысла. Это объясняется тем, что провинциальные мастера и особенно кустари были поставлены в крайне неблагоприятные условия. Пройдя весь курс ученичества в малых, плохо оборудованных мастерских, они усваивали самые элементарные технические приемы, дальше которых чаще всего не шли уже никогда. Практически нигде молодежь не обучалась рисунку и основам проектирования изделий из металла и камня.