Ювелирное дело

Почему крупные камни теряют свой блеск на аукционах? ч. 1

После целого ряда броских цен на цветные бриллианты ведущие производители начали сбавлять обороты. Эксперты говорят, что усталость рынка, возможно, снижает wow-фактор.

Почему крупные камни теряют свой блеск на аукционах? ч. 1

На весенних аукционах этого года в центре внимания оказался ряд цветных бриллиантов, которые продавались за головокружительные суммы, с которыми могли расстаться лишь 1 % — 2 % общества.

В апреле на аукционе Sotheby’s в Гонконге бриллиант De Beers Cullinan Blue – 15,10-каратный бриллиант фантазийного ярко-голубого цвета – стоил $ 57,5 млн, что значительно превысило его максимальную предварительную оценку в $ 48 млн. В мае Christie’s Geneva продал 205,07-каратный фантазийный интенсивно-желтый бриллиант Red Cross за $ 14,3 млн при предпродажной цене в $ 10,5 млн. Williamson Pink Star попал в заголовки статей еще в октябре: Sotheby’s выручил за 11,15-каратный фантазийный ярко-розовый камень $ 57,7 млн, что почти в три раза превысило его предварительную максимальную оценку в $ 21 млн. Даже в самый тяжелый период вспышки Covid-19 продажи крупных цветных бриллиантов, казалось, не поддавались снижению, которое наблюдалось в других предметах роскоши.

Но во второй половине года эти феноменально редкие драгоценные камни, похоже, сбавили обороты. Некоторые из них вообще не продаются, как, например, голубой бриллиант весом 5,53 карата от De Beers, который Sotheby’s Geneva предложил за $ 15 млн в ноябре. Другие, как 18,18-каратный розовый алмаз Fortune, который был продан в том же месяце на аукционе Christie’s в Женеве, лишь немного превысили свои минимальные оценки. А 13,15-каратный камень фантазийного ярко-розового цвета был таинственным образом снят с аукциона 6 декабря, несмотря на то, что его максимальная оценка составляла $ 35 млн.

Хоть эти случаи, возможно, не представляют собой постоянное изменение, они заставляют задуматься: что изменилось сейчас, и почему эти некогда востребованные драгоценности сходят с дистанции? По мнению экспертов, причин тому несколько: от экономического спада до общей усталости рынка.

Смена караула

В прошлом российские и гонконгские миллиардеры были основными покупателями крупных бриллиантов. Однако геополитика повлияла на участие в аукционах, как и строгие меры в связи с Covid-19 в Китае, которые ограничили поездки в Гонконг.

«Хоть у китайских покупателей есть агенты, родственники и друзья в Гонконге, которые делают для них покупки, я думаю, что люди сейчас крайне осторожны из-за новой волны вируса и его влияния на экономику, – объясняет Харш Махешвари, исполнительный директор гонконгского дилера цветных бриллиантов Kunming Diamonds. – Сейчас они предпочитают затаиться и оставаться ликвидными, и, вероятно, потратят деньги на другие вещи, такие как путешествия, Рождество и, возможно, китайский Новый год».

На фоне исчезновения традиционных покупателей Ближний Восток стал сильным претендентом на крупные высококачественные цветные бриллианты, но этот регион демонстрирует явное предпочтение камням большего размера, чем те, которые предлагаются в настоящее время, сообщает Квиг Брюнинг, старший вице-президент и глава ювелирного отдела Sotheby’s New York.

«Я думаю, что мы видим немного большую избирательность в отношении того, что люди действительно ищут, – говорит он. – Люди просто более придирчиво относятся к отдельным камням».

В тени спада

Спорно, действительно ли инфляция и перспектива экономического спада мешают людям тратить большие суммы на крупные цветные бриллианты. Цены растут, и деньги для широкой публики ограничены, но эти факторы вряд ли отпугивают сливки общества.

«Хоть мировая экономика в целом сейчас испытывает трудности, 2 % [населения], которые покупают эти камни, не испытывают таких трудностей», – говорит Джонатан Абрам, директор гонконгского ювелира и дилера Ronald Abram.

Но даже если состоятельные покупатели не страдают в финансовом плане, Брюнинг считает, что нынешний рынок может заставить их взять паузу, когда речь заходит о дорогостоящих предметах роскоши. «Я думаю, что некоторые люди немного сомневаются в том, стоит ли нажимать на курок при покупке на сумму более 10 миллионов долларов».

Возможно также, что цены на некоторые драгоценности на осенних аукционах были немного завышены для рынка, предполагает Джилл Бургум, исполнительный директор по ювелирным изделиям Heritage Auctions.

«Когда начинаешь работать с драгоценными камнями такого эшелона, правильно установить цену становится очень сложно», – замечает она. Но помимо этого, аукционные дома могут слишком усердно пытаться поднять рыночную стоимость бриллиантов.

«Если аукционный дом пытается установить слишком сильную оценку или пытается как бы навязать цену, чтобы установить рынок, то это плохой подход, – говорит она. – Лучше действовать мягче, привлечь больше людей и вызвать ажиотаж на торгах, чтобы люди не уходили».

Приобщаясь к искусству

Цветные бриллианты всегда были сильным инвестиционным каналом для богатых азиатских покупателей, но некоторые считают, что маятник может качнуться в другую сторону, поскольку на рынок выходит молодое поколение.

«В Азии есть много богачей из вторых или третьих поколений, которые меньше интересуются бриллиантами и ювелирными изделиями, потому что их родители сделали эти приобретения, и они собираются унаследовать эти предметы, – объясняет Абрам. – Поэтому они предпочитают заняться тем, что их родители не собирали, например, искусством, вокруг которого больше сообщества и культуры, и галереи обеспечивают гораздо больше социальных аспектов, чем ювелирные изделия».

Махешвари соглашается, но утверждает, что старое скоро снова станет новым. «Мы используем термин «маленькие императоры», которые хотят начать с роскоши, покупая вина, предметы искусства и даже часы. Но я считаю, что чем старше они становятся, тем больше начинают понимать ювелирные изделия и цветные бриллианты, так что их возвращение – лишь вопрос времени».

Продолжение следует…

Главное изображение: 18,18-каратный бриллиант Fortune Pink (слева); 11,15-каратный бриллиант Williamson Pink Star (в центре); 13,15-каратный камень, отозванный с аукциона Christie’s (справа) (Christie’s/Sotheby’s).

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://rapaport.com/analysis/why-are-large-stones-losing-their-luster-at-auction/

Выйти из мобильной версии