Почему так важна проверка подлинности винтажных предметов и как убедиться, что они настоящие.
Будь то манжета с бирманским рубином в стиле ар-деко, колье от Van Cleef & Arpels или кольцо без подписи с бриллиантами старой шахтной огранки – настоящие украшения могут стоить больших денег. Но если принять ловкую подделку за подлинное изделие, это может дорого обойтись.
Для крупных аукционных домов, сайтов перепродаж и дилеров, специализирующихся на винтажных изделиях, знание того, как проверить подлинность ювелирных изделий, является абсолютной необходимостью. Сложности в этом деле могут показаться бесконечными: как определить различные отличительные знаки, изменения в подписях с течением времени, даже процентное соотношение металлов, используемых дизайнерскими Домами. А иногда даже самые опытные ювелирные эксперты могут быть обмануты.
«Самые умные и опытные коллекционеры и дилеры иногда оказываются в ситуации, когда их обманывают, – говорит Сара Томейер, глава ювелирного отдела компании Phillips. –Они непреднамеренно становились обладателями чего-то, что было не совсем тем, чем они думали. Это прискорбная сторона бизнеса, когда в мире существует много собственности, которая не совсем на 100 % проверена. Это не значит, что вы не умны, это не значит, что вы не честны. Всех нас можно обмануть».
Серьги с изумрудами, бриллиантами и ониксом в стиле ар-деко, 1925 год, The De Young Collection (фото: The De Young Collection):
Проблема во многом заключается в том, что по своей природе ювелирные изделия, принадлежащие к антиквариату, имеют множество различных ниш и категорий, и ни у одного производителя или дизайнерского Дома класса люкс нет стандартного набора правил, продолжает Томейер. Это означает, что любой, кто занимается продажей винтажных изделий, должен обладать огромными энциклопедическими знаниями для работы – или, по крайней мере, знать, где можно найти таких людей.
«Одна из самых важных составляющих моей работы – знать, когда я чего-то не знаю, – объясняет Кейтлин Шинник, директор ювелирного отдела Skinner Auctioneers. – Я ювелир широкого профиля, и именно таким должен быть специалист аукционного дома. Я знаю, что должна знать немного о многом, но иногда нужен кто-то, кто знает много о немногом».
В среднем не менее трех человек осматривают предмет, прежде чем официально объявить его подлинным или неподлинным.
«Когда мы проверяем подлинность ювелирных изделий, это совместная работа, – говорит Джин Гика, глава ювелирного отдела Bonhams. – Так что один предмет могут смотреть три или четыре человека, и мы хотим получить единое мнение, а если его нет, мы зададим дополнительные вопросы или, возможно, проведем дополнительную проверку».
В этом смысле, подчеркивает Шинник, вы не должны бояться расходиться во мнениях с другими специалистами. Высказывание своего мнения может сыграть решающую роль в предотвращении продажи неподлинной вещи. «Обычно мы приглашаем как минимум двух-трех сотрудников отдела для осмотра изделия, и они должны согласиться с каждым аспектом – возрастом, материалами, изготовителем – прежде чем мы сможем двигаться дальше, – утверждает она. – Примерно в 2 % или 3 % случаев мы расходимся во мнениях. Вы всегда должны быть готовы не согласиться со своим коллегой и сказать: «Я думаю, что вы не правы». Даже если это означает, что, возможно, кого-то обидите. Потому что самое главное в конце дня – это то, что мы правильно представляем изделие».
Часы-браслет в стиле ар-деко от Cartier, Paul Fisher Jewelry (фото: Paul Fisher Jewelry):
Вопрос времени
Одна из самых больших проблем при проверке ювелирных изделий – это время. Если одни изделия практически кричат о своем происхождении, то другие могут оказаться гораздо сложнее, и проверка таких аспектов, как огранка камня, качество обработки, производство, стиль и износ, может занять немало времени.
«На некоторые изделия можно посмотреть несколько минут и сразу все понять, – говорит Шинник. – Некоторые могут занять добрых полчаса, а другие просто поставят вас в тупик. На них может уйти несколько дней или даже недель. И даже тогда иногда вам придется пригласить стороннего эксперта».
Ребекка Бояджян-Пекник, менеджер по ювелирным изделиям сайта перепродаж Fashionphile, согласна с этим. «Что-то вроде кольца Cartier Love можно проверить на подлинность довольно быстро, но что-то вроде бриллиантового браслета Bulgari Serpenti не так просто, – объясняет она. – Нам придется пересчитать каждый бриллиант в этом изделии, так что это займет достаточное количество времени».
«Поскольку ювелирные изделия имеют эмоциональную и материальную ценности, они часто передаются из поколения в поколение с историей, – говорит Гика. – И неизбежно эта история со временем немного приукрашивается или корректируется. Нередко мы видим ювелирные изделия, о которых кто-то говорит: «Это 19 век». Но при этом видно, что конфигурация и огранка камней не соответствуют тому, что можно было бы ожидать от украшения 19 века. Так что такое случается довольно часто».
Поддельное (слева) и настоящее (справа) кольца Cartier Love (фото: Fashionphile):
Большая пустота
Сходство между разными Домами, использующими одну и ту же мастерскую, также может сбить с толку и привести к тому, что одного ювелира можно принять за другого, отмечает Томейер. «В Париже есть ателье, которые работали на разные Дома. Так, у вас может быть клеймо ателье, которое создавало украшения для Boucheron, но оно же делало изделия для Lacloche».
Ситуация осложняется еще и тем, что по многим Домам класса люкс не хватает информации. Уверенность в том, что кольцо принадлежит Van Cleef & Arpels, может завести вас очень далеко, если сам Дом не может или не хочет подтвердить эту уверенность.
«Часто возникает огромный информационный вакуум, – говорит Томейер. – Когда вы хотите пойти и найти документы по определенным вещам, вы оказываетесь в пустоте. Некоторые Дома очень отзывчивы и готовы помочь, а есть те, которые просто не хотят играть эту роль». Кроме того, большинство архивов ювелирных изделий предшествовало переходу торговли с цифровыми технологиями. Это означает, что для проверки подлинности изделия человеку приходится искать в бумажных архивах счетов, чертежей и записей, что может отнимать много времени и средств.
«Памела Липкин – очень важный коллекционер, и она стала признанным отраслевым экспертом по украшениям Пола Флато, – говорит Томейер. – Ей принадлежит большая часть архивов его рисунков и работ. Но когда она хочет что-то найти, ей приходится просматривать 3 000 акварельных рисунков и эскизов, а также еще 2 000 или около того старинных рекламных объявлений, которые она собирала на протяжении многих лет, чтобы попытаться найти представленные изделия. Флато сделал очень небольшое количество ювелирных изделий. Если сравнивать с Van Cleef, Boucheron или другими Домами, которые гораздо более плодовиты, то они, вероятно, сделали 1 000 изделий на каждое, сделанное Флато».
Кольцо Juste Un Clou из 18-каратного белого золота с бриллиантами pave от Cartier (фото: Fashionphile):
Противоречивые знаки
Можно подумать, что подписанные изделия легче проверить на подлинность, чем неподписанные, но эксперты утверждают обратное.
«Если вы смотрите на браслет в стиле ар-деко, подпись не должна быть тем, что определяет подлинность, – говорит Шинник. – Это должны быть камни, мастерство, производство, стиль – все те вещи, которые в него входят. Я всегда чувствую себя более подозрительно, когда есть подпись, как будто это начинает попадать в категорию «слишком хорошо, чтобы быть правдой». Я всегда смотрю больше на вещь, а к подписи перехожу в последнюю очередь».
Томейер согласна с тем, что покупатели часто попадают в ловушку, когда смотрят только на подпись и не обращают внимания на другие факторы, которые могут дать противоречивую информацию. «С одной стороны, подпись крайне важна, потому что без нее невозможно даже начать разговор, – признает она. – Но с другой стороны, зависимость от подписи представляет собой растущую опасность того, что у вас появится поколение покупателей, которые не будут обращать внимания на детали и не научатся ценить нюансы».
Старинные вещи также могут столкнуться с проблемой стертых или неправильно поставленных подписей. «Очень часто, особенно на серьгах, многие производители ставят свою подпись на дужках, а люди постоянно меняют дужки сережек, – объясняет Шинник. – Если у вас есть документы, это может быть достаточно сложно, но если их нет, теперь нечем подтвердить, что это украшение было когда-то подписано, и это очень усложняет дело».
Проверка подлинности браслета Cartier Love, LegitGrails (фото: LegitGrails):
Продолжение следует…
Главное изображение: Серьги-подвески с природным жемчугом и бриллиантами в стиле ар-деко, около 1920 года, без подписи (The De Young Collection).
С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://jewelryconnoisseur.net/the-genuine-article/