Продолжение статьи о том, почему так важна проверка подлинности винтажных предметов и как убедиться, что они настоящие.
Новый порядок
Правила для ювелиров со временем стали более строгими, поэтому в некоторых случаях легче определить современные изделия, чем старые. Местонахождение также является одним из факторов. «В некоторых странах, например, в Италии или Франции, действовали очень строгие правила маркировки металла, поэтому по клейму можно определить, откуда пришло изделие, или поставить на нем временную метку, – говорит Томейер. – Вещи, которые происходят из мест, где не было таких правил, могут быть более сложными. Старые украшения сложнее, потому что там просто не было тех же правил для подписи и маркировки вещей, которые появились позже».
Гика, со своей стороны, не согласна. Она считает, что старые украшения легче проверить, потому что некоторые вещи выделяются и помогают в идентификации, например, общее качество изделия, маркировка, тип используемого металла и огранка камней. Современные украшения не столь уникальны, и поэтому их легче скопировать. «Я думаю, что с более современными изделиями всегда сложнее, потому что на рынке существует множество реплик, – говорит она. – Но это не всегда так очевидно на первый взгляд, как при глубоком изучении».
Кольцо из 18-каратного золота с бриллиантами от Van Cleef & Arpels, 1960 год, The De Young Collection (фото: The De Young Collection):
Ошибки случаются
Какими бы старательными ни были эксперты, никто не может быть точным на 100 %, тем более что рынок подделок растет. LegitGrails, сторонний сайт проверки подлинности, обычно получает более 40 товаров в день для проверки, включая обувь, сумки, ювелирные изделия и другие предметы роскоши. По словам соучредителя Никиты Чена, примерно половина этих товаров оказывается подделкой. Многие из этих товаров поступают с сайтов перепродажи.
«Большинство крупных сайтов перепродажи имеют процесс аутентификации, которому можно доверять, – говорит он. – Однако есть и более серьезная проблема, связанная с необходимостью постоянно проводить исследования и быть в курсе того, что там продается. Я думаю, что они также испытывают нехватку времени, потому что их объемы очень велики, а проверка подлинности – это такой утомительный процесс с множеством деталей, на которые нужно обращать внимание. Может появиться новая модель реплики, и если вы не знаете о ней, а она так похожа на оригинал, вы можете назвать ее настоящей, хотя на самом деле это подделка».
А что касается тех, кто считает, что лучше выбирать винтажные ювелирные изделия, потому что их сложнее подделать, чем современные изделия? Подумайте еще раз, говорит Ангелина Кильдяскина, другой соучредитель LegitGrails. «Некоторые покупатели считают, что винтажные украшения невозможно повторить, – замечает она. – Но на самом деле существуют производители подделок, которые копируют даже винтажные бусины и специальные материалы».
Компания Fashionphile также обнаружила подделки во время оценки ювелирных изделий – некоторые из них настолько хороши, что большинство экспертов не смогли бы их отличить. Однако компания рассматривает это как возможность для обучения, а не как неудачу. «Когда мы сталкиваемся с так называемыми «суперподделками», это очень хорошо, – утверждает Бояджян-Пекник. – Из этого можно многому научиться. Мы действительно должны быть внимательны, потому что если вы смотрите на это слишком быстро и не проверяете каждый пункт, вы легко можете сделать неправильный выбор. Но эти материалы действительно многому учат нас о том, что сейчас происходит на рынке подделок и на что следует обратить внимание. Это действительно помогает нам».
Настоящий (справа) и поддельный (слева) браслеты Cartier Love (фото: Fashionphile):
Создание доверия
Если даже самые опытные специалисты могут допустить ошибку, как покупатели могут знать, что они могут доверять местам, где они покупают ювелирные изделия? Даже если процент ошибок составляет 5 из 100 изделий, что произойдет, если вы окажетесь в числе этих пяти неудачников? А как насчет таких популярных сайтов, как 1stdibs, которые предлагают ювелирные изделия через сторонних продавцов, но не проводят собственную проверку подлинности?
«Я думаю, если вы предлагаете ювелирные изделия и указываете что-то на своем сайте, вы должны быть уверены в правильности своих слов, – комментирует Шинник. – Очень важно знать, у кого вы покупаете ювелирные изделия и каков уровень их компетентности». На самом деле, простое предоставление покупателям мер безопасности на случай, если что-то пойдет не так, может значительно укрепить доверие. «Я знаю случаи, когда в аукционном доме что-то приходилось возвращать, – говорит Томейер. – Такое случается, и это прискорбно, но любой хороший бизнесмен или аукционный дом, осознавший свою ошибку, исправит ее».
Платиновая манжета, около 1935 года, Paul Fisher Jewelry (фото: Paul Fisher Jewelry Jewelry):
В хороших руках
Ювелирные украшения часто передаются по наследству, и часто бывает так, что владелец не полностью знает их происхождение или даже подлинность. Это может затруднить продажу, ведь пока вы не знаете, что у вас есть, как вы узнаете, сколько оно стоит? Самое главное – отнести его в надежный источник для оценки, говорит Джанет Леви, директор компании по продаже ювелирных изделий J. & S. S. De Young.
«Ювелирные изделия не могут говорить. Оно не может рассказать всю свою историю, – отмечает она. – Оно не может сказать: «Я начинала как ожерелье Van Cleef, а потом внучки моего владельца превратили меня в два браслета». Но если вы обратитесь к знающему человеку, который продал десятки тысяч винтажных предметов и имеет хорошую репутацию, вам будет легче поверить».
Однако это не означает полного доверия к одному человеку, считает Марианна Фишер, владелица ювелирной компании Paul Fisher Jewelry. Она советует, продавая вещь, находящуюся в наследстве, всегда узнавать как минимум второе мнение, а лучше третье: два человека могут предложить вам 100 долларов, а третий – 5 000 долларов, и именно так вы узнаете, кто заслуживает доверия. Существует также множество признаков происхождения и ценности, которые владельцы ювелирных изделий могут найти самостоятельно, прежде чем отнести изделие на проверку подлинности. Это даст им представление о том, что они имеют, и поможет им быть уверенными при продаже изделия.
«Всегда легче определить, что что-то не так, чем то, что это правильно, – объясняет Фишер, которая также является членом-основателем и управляющим директором Международной ассоциации антикварных ювелиров (IAJA) и The Jewelers Circle. – Если они говорят, что что-то эдвардианское, но на ощупь оно грубое или с выбитыми гранями на обратной стороне, то это не ручная работа, и оно не относится к ар-деко или викторианской эпохе. Вы также не найдете украшений викторианской эпохи из платины или 18-каратного белого золота, потому что их не существовало. Это может быть только желтое золото или серебро».
Другие признаки кроются в мелких деталях, на которые большинство людей не обращают внимания. «Если это изделие с цепочками или петлями 100-летней давности, вы увидите износ от трения петель друг о друга, тогда как у нового изделия его не будет, – продолжает Фишер. – И если вы видите что-то с надписью Cartier Paris, но на нем также написано 14-каратное золото, знайте, что это подделка, потому что французы никогда не принимают ничего ниже 18 карат, так как это не считается драгоценным металлом. Также проверьте наличие клейма. Все, что сделано во Франции, должно иметь клеймо. Tiffany & Co. почти всегда подписывает свои украшения, а Van Cleef & Arpels, Cartier и Bulgari всегда нумеруют свои украшения».
Колумбийский изумруд с резным могольским цветочным узором, проданный на аукционе Skinner Auctioneers в мае 2018 года (фото: Skinner Auctioneers):
Главное изображение: Серьги-подвески с природным жемчугом и бриллиантами в стиле ар-деко, около 1920 года, без подписи (The De Young Collection).
С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте