Анна Грунтуотер, куратор Национальных музеев Шотландии, рассказала об особой привлекательности изделий, связанных с Марией, королевой Шотландии.

Ювелирные изделия эпохи Возрождения в Шотландии могут помочь передать послания из прошлого, и об этом говорится в новой книге «Расшифровка драгоценностей: Ювелирные изделия эпохи Возрождения в Шотландии» (National Museums Scotland):

Погружение в прошлое с шотландскими ювелирными изделиями, ч. 1

На протяжении веков ювелирные украшения создавались для того, чтобы передать послания любви, радости или даже горя, которые могли быть восприняты только дарителем и, возможно, получателем.

О том, как подобные чувства воплощались в некоторых драгоценностях шотландского Ренессанса XVI века, и пойдет речь в книге «Расшифровка драгоценностей: Ювелирные изделия эпохи Возрождения в Шотландии», сборника эссе под редакцией Анны Грунтуотер, главного хранителя предметов шотландского Возрождения в Национальных музеях Шотландии.

Доктор Грунтуотер недавно рассказала о том, чем примечательны эти изделия, как их «визуальные словари» передают сообщения и какое эмоциональное воздействие оказывают на некоторых людей украшения, которые носила Мария, королева Шотландии.

Большинство драгоценностей, упомянутых в книге, выставлены в Национальном музее Шотландии в Эдинбурге.

Предлагаем вашему вниманию интервью с Анной Грунтуотер.

Как появилась эта книга?

Я отвечаю за небольшую, но звездную коллекцию украшений эпохи Ренессанса, которые были сделаны или найдены в Шотландии. В 2017 году мы добавили медальон, известный как «Драгоценность Феттеркерна»: его покупка за 236 750 фунтов стерлингов (около $ 309 000 по текущему курсу) на аукционе Sotheby’s послужила импульсом к проекту объединить все изображения и последние исследования этих драгоценностей в одном томе.

Что происходило в Шотландии, когда эти драгоценности носили?

Шотландский Ренессанс начался немного позже, чем в Северной Европе. Якова IV Шотландского [правившего с 1488 по 1513 год] часто называют первым из наших королей эпохи Возрождения, а Якова VI [правившего с 1567 по 1625 год] – последним.

Хоть Шотландия находилась на географической периферии Европы, она была тесно связана с европейским Ренессансом благодаря распространению знаний, навыков и моды, благодаря шотландским ученым в европейских университетах и ремесленникам, приезжавшим в Шотландию из Франции, Нидерландов и Бельгии.

В XVI веке на Шотландию оказали влияние еще два важных фактора: во-первых, протестантская Реформация 1560 года, которая сделала неизбежным свержение Марии, королевы Шотландии, в 1567 году; и во-вторых, дипломатическая перестройка Шотландии в сторону от католической Франции к протестантской Англии. В то время на английском троне находилась Елизавета I, королева из династии Тюдоров.

Несмотря на все это, люди по-прежнему влюблялись и продолжали заказывать красивые вещи, чтобы дарить и вспоминать своих любимых или дарить, чтобы скрепить союз.

Гравированное золотое кольцо, около 1560-1640 гг. Так называемые кольца «феде» с изображением переплетенных рук выражали любовь (National Museums Scotland):

Какие типы «посланий» были типичны для той эпохи? Можно ли считать их ранней формой личных сообщений или эмодзи?

Мне нравится мысль о том, что это ранние формы личных сообщений! В менее грамотную эпоху визуальные сообщения в форме сердца, цвета камня, изображения верного, преданного пса или цветка, например, незабудки, могли передавать привязанность…

Наиболее типичные послания, вероятно, можно свести к выражению любви, дружбы, памяти или религиозной преданности. На кольцах, называемых «феде», могли быть изображены переплетенные руки, выражающие любовь; брошь могла быть в форме сердца в знак любви; кольца также могли иметь любовное послание, начертанное эмалью или выгравированное в золоте… На кольцах могли быть и религиозные послания.

Что же делает драгоценности этого периода особенно интересными или ценными?

Меня всегда поражает количество посетителей, толпящихся у витрин с украшениями эпохи Возрождения. Думаю, на это есть несколько причин: во-первых, это красивые, замысловатые изделия, которые можно увидеть вблизи. Кроме того, если учесть базовые технологии и оборудование, доступные мастерам в то время, и ограниченный дневной свет, при котором они работали, то можно увидеть тончайшую работу ювелиров, гравировку и эмалирование.

Когда вы видите сложные золотые бусины и проволоку, тонкую окраску эмали, крошечные миниатюрные портреты, а затем сопоставляете это с тем, что они сохранились в течение стольких лет, это кажется необыкновенным. Подобные украшения редко сохраняются, потому что мода меняется, и их переплавляют ради драгоценных камней и металлов.

Портрет Марии, королевы Шотландии, работы Франсуа Клуэ (Richard Philp, London/Bridgeman Images):

Какие знаменитости могли их носить?

Некоторые из этих украшений так привлекательны, потому что вызывают ассоциации с Марией, королевой Шотландии, культовой исторической фигурой.

Некоторые люди испытывают сильное чувство личной связи с ней, поэтому мысль о том, что она могла прикасаться, дарить или носить эти медальоны или ожерелья, придает им дополнительный смысл. Для них эти предметы являются осязаемыми носителями эмоциональной связи с давно умершей королевой. Я видела, как посетители заметно трогались, когда знакомились с миром Марии через эти предметы.

Некоторым она не нравится, но другие искренне сопереживают страданиям в ее жизни.

Продолжение следует…

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.nytimes.com/2024/08/28/fashion/jewelry-national-museums-of-scotland.html