Здесь вы найдете продолжение интервью с Анной Грунтуотер, куратором Национальных музеев Шотландии.
Большая часть книги посвящена тайнам «Драгоценности Феттеркерна» (около 1570-1600 гг.). Что это такое и как она была обнаружена?
«Драгоценность Феттеркерна» была случайно найдена в глубине ящика стола, когда имущество дома Феттеркерна в Абердиншире, на северо-востоке Шотландии, выставлялось на аукцион в Лондоне.
Это небольшой золотой кулон высотой около двух дюймов, который носили либо подвешенным на золотой цепочке или бархатной ленте на шее, либо приколотым к платью. Известно, что такие медальоны также прикрепляли к украшенному драгоценностями поясу на талии. Спереди медальон украшен крупным темно-красным гранатом, обрамленным тонкой эмалью в виде завитков, а сзади – эмалевым изображением бога Меркурия, идущего в окружении фауны и флоры.
«Драгоценность Феттеркерна» (около 1570-1600 гг.). На лицевой стороне – гранат насыщенного красного цвета (National Museums Scotland):
Открыв медальон, можно увидеть, что в нем есть золотое крепление для миниатюрного портрета, который сейчас отсутствует.
На обратной стороне «Драгоценности Феттеркерна» изображен бог Меркурий (National Museums Scotland):
К сожалению, несмотря на большую архивную работу, мы до сих пор не знаем, для кого была сделана эта драгоценность. Если бы портрет остался внутри медальона, это дало бы нам ключ к разгадке личности дарителя или получателя. Однако мы видим, что крошечная картина была насильственно удалена, так что, возможно, это говорит о том, что тот, кто там находился, стал политически опасным или эмоционально менее привлекательным.
Эксперты по книге, похоже, расходятся во мнениях с ее «посланием».
Что было интересно, так это разнообразие мнений разных экспертов – от любви до скорби. Этот разброс показывает, как по-разному можно интерпретировать загадочное послание, передаваемое изображением Меркурия и красным гранатом.
По мнению историка ювелирного искусства Джеффри Манна (который написал об этом изделии в книге), это любовный знак, знаменующий переходный момент в жизни получателя, возможно, женитьбу или рождение ребенка. Бог Меркурий известен как вестник, и он движется слева направо на фоне пейзажа, наполненного цветами, означающими плодородие, а также птицами и животными, означающими любовь и верность. Рубиново-красный гранат в данном случае означает страсть или любовь.
Однако в классической мифологии Меркурий также известен как бог, отправляющий души в Аид, подземный мир. Поэтому для специалиста музея Хелен Уайлд (которая также написала о «Драгоценности Феттеркерна» в книге) это может означать, что драгоценность была заказана в память о кончине любимого человека, и на ней должен был быть портрет этого человека. В этом случае красный цвет граната может символизировать скорбь, как кровь, пролитая Иисусом во время распятия, а также любовь.
Как ювелирным сыщикам удается находить улики?
Прежде всего, нужно попытаться установить личность дарителя/получателя/портрета. Если портрет сохранился, то это поможет сразу же датировать драгоценность по фасону одежды и выражению лица субъекта, что может помочь нам определить, что это за человек или кем он был. Мы можем сравнить их с портретами того периода. Например, для Марии, королевы Шотландии, полезными идентификаторами являются форма лица, укладка волос или головной убор, одежда и украшения (в частности, жемчуг или распятие).
Другой способ установить личность дарителя или получателя – поискать в архивах и попытаться проследить, как драгоценность путешествовала и где побывала. Мы ищем упоминания о таких драгоценностях в завещаниях, описях и счетах людей, которые могли владеть такой драгоценностью или были связаны с местом, где она была найдена.
Еще один ключевой способ найти подсказки о послании – это изображения, выгравированные или нанесенные эмалью на драгоценности, и тип камней, вставленных в нее. Из старой литературы мы знаем кое-что о языке цветов, фауны и языке камней. Это были «визуальные словари», использовавшиеся для передачи конкретных значений с помощью изображений, а не слов, которые были бы понятны в тот период.
Затем мы подумаем о том, где могли быть изготовлены драгоценности. В случае с тремя золотыми эмалевыми медальонами в коллекциях музеев, обрамляющими миниатюрные портреты и окантованными крошечным речным жемчугом, мы считаем, что они имеют ярко выраженный шотландский характер и почти наверняка были изготовлены в Эдинбурге во второй половине XVI века.
А как насчет использования высокотехнологичных инструментов?
Технологический прогресс оказал колоссальную помощь в определении вероятного происхождения исторических украшений. Использование цифровой микроскопии и рентгенографии позволяет нам увидеть и оценить метод или виртуозность работы ювелира.
Например, мы сравнили «Драгоценность Феттеркерна» и «Драгоценность Дарнли» при большом увеличении и пришли к выводу, что они не были сделаны одним и тем же человеком (Генри Стюарт, лорд Дарнли, был вторым мужем Марии, королевы Шотландии; он был убит в 1567 году).
Ожерелье Сетон, выставленное в Национальном музее Шотландии, предположительно было подарено Марией, королевой Шотландии, одной из ее фрейлин, Мэри Сетон, в середине 1570-х годов (National Museums Scotland):
Как королевские описи используются для изучения драгоценностей в коллекциях?
Нам повезло, что в Шотландии сохранилось несколько описей одежды и украшений королей и королев династии Стюартов в XVI веке. Списки составлялись, в частности, во время смены власти, когда они передавались новым владельцам.
В описи драгоценностей Марии, составленной в 1578 году, значится один предмет – ожерелье из эмалевых и соединенных между собой S-форм с рубинами и жемчугом, которое очень похоже по стилю, хоть и отличается по цвету, на ожерелье Сетон, выставленное в Национальном музее, и которое, как считается, было подарено Марией одной из ее фрейлин, Мэри Сетон, в середине 1570-х годов.
Такая запись помогает нам датировать этот стиль и предполагает вероятность того, что Мария владела ожерельем, подаренным Сетон.
Есть ли другие предметы, которые предположительно связаны с Марией, королевой Шотландии?
Пожалуй, самым запоминающимся набором украшений являются «Драгоценности Пеникуик».
Ожерелье из бусин-помандер из коллекции, известной как «Драгоценности Пеникуик», которые, как объяснил доктор Грунтуотер, хранились «как бесценные реликвии королевы-мученицы» (National Museums Scotland):
Это изящное золотое ожерелье с бусинами-помандерами и прилагающийся к нему медальон из золота, жемчуга и эмали, обрамляющий миниатюрные портреты Марии и ее маленького сына Якова VI, предположительно были подарены Марией накануне ее казни в замке Фотерингей. По слухам, получателем была ее фрейлина Гиллис Моубрей, а в английской описи драгоценностей, оставленных Марией, Гиллис значится как получившая золотые браслеты. Возможно, они были вставлены в настоящее ожерелье.
Считается, что через Гиллис драгоценности перешли к нескольким поколениям клерков Пеникуик, знатной семьи, жившей недалеко от Эдинбурга, которые дорожили ими как бесценными реликвиями королевы-мученицы.
Научный анализ показал наличие в одной из бусин остатков ароматизированной смолы, возможно, амбры. Может ли это навести нас на мысль, что Мария вдыхала аромат этих бусин-помандер, чтобы избавиться от дурных запахов своей тюрьмы?
С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.nytimes.com/2024/08/28/fashion/jewelry-national-museums-of-scotland.html