Закон о защите прав потребителя делает возможным возврат многих товаров, но к ювелирным изделиям он неблагосклонен. Покупатель может вернуть неугодную обувь, одежду, бытовую и цифровую технику хорошего качества. Причину для отказа от купленного ранее товара он волен указать любую: неудобно носить, не понравились фасон, цвет, размер, форма или что-нибудь другое. С украшениями так не получится.
Закон, призванный защищать потребительские права, весьма четко закрывает тему подлежат ли обмену ювелирные изделия надлежащего качества. На самом деле такой товар вернуть нельзя.
Предметы из драгоценных и полудрагоценных материалов разумно нести обратно лишь в том случае, если они имеют низкое качество или неисправность не по вине владельца
Однако есть исключение. Поводом для выдвижения претензии могут стать неточности, о которых продавец не проинформировал покупателя.
Пример. Кольцо хорошего качества нельзя вернуть, если описание товара соответствует действительности. Но возврат возможен из-за неправдивой информации: когда 585-ю пробу выдают за 750-ю, или вместо заявленного рубина ободок инкрустирован альмандином и т.д.
Если вы недовольны купленным украшением и имеете основания для претензий, не откладывайте их предъявление на потом. Обменять товар после окончания гарантийного срока нельзя. А он у большинства производителей длится всего две недели.
По приходу в магазин вы можете рассчитывать на такие услуги:
- замена бракованной модели на точно такую же;
- обмен на другую модель аналогичной стоимости;
- приобретение другой модели с доплатой или частичным возвратом денег;
- возврат части потраченной суммы – скидка зависит от степени повреждения;
- возмещение денег за покупку в полном объеме;
- компенсация расходов, которые повлек ремонт изделия;
- устранение дефектов и неисправностей продающей стороной.
К ювелирным изделиям относятся не только украшения, но и некоторые элитные часы, обмен и возврат которых возможен при наличии внешних дефектов, при сбоях или поломке механизма.
Какие ювелирные изделия подлежат обмену:
- украшения из золота, платины и серебра – кольца, серьги, клипсы, подвески, заколки, браслеты, брошки, диадемы, медальоны, колье, нательные крестики, цепочки, ожерелья;
- аксессуары и другие предметы из драгоценных/полудрагоценных металлов: портсигары, табакерки, трубки для курения, четки, запонки, пуговицы, наперстки, ключи, зажимы и булавки для галстука;
- украшения и предметы, инкрустированные драгоценными или полудрагоценными камнями.
Для всех перечисленных категорий возврат возможен только при ненадлежащем качестве товара
Закон не обязывает продавца обменивать помолвочные или обручальные кольца, которые не подошли по размеру. Но в некоторых магазинах такая практика действует на добровольной основе.
Правила обмена и возврата ювелирных изделий
Закон старается предупреждать ситуации, в которых необходим обмен или возврат ювелирных изделий ненадлежащего качества. Делает он это через регламентирующие нормы, которым обязаны подчиняться продавцы и владельцы магазинов. Требования к их работе такие:
- на всех предметах должна быть указана проба металла. Исключение – золотые и серебряные украшения, которые весят меньше трех граммов;
- вещи с драгоценными камнями можно выставлять на продажу только при наличии официальных сертификатов;
- прежде чем выкладывать товар на витрину, продавец должен убедиться в отсутствии дефектов и в наличии пробирного клейма, проверить целостность пломбы и ярлыка;
- если в украшение из золота, серебра, палладия, иридия, родия или платины вставлен недрагоценный камень, информация об этом обязательно должна присутствовать на ярлыке;
- на бирке также должны быть указаны название товара, материалы изготовления, их проба и способ обработки, название производителя, артикул, вес и итоговая цена;
- аналогичная информация должна быть указана в кассовом чеке. Если ее там нет, от продавца требуется выписать товарный чек с детальным перечислением необходимых данных;
- все ювелирные изделия должны продаваться в специальной упаковке;
- если покупатель желает проверить соответствие указанного на ярлыке веса с фактическим, то продавец должен взвесить предмет в присутствии клиента.
Если бы во всех торговых точках неуклонно соблюдались эти правила, надобности нести кольца и подвески обратно в магазин попросту не было бы. Но человеческий фактор никто не отменял. И если до продажи вина за выставленный в витрине брак стопроцентно возлагается на продающую сторону, то после покупки ответственность с нее частично снимается.
Чтобы обменять плохое ювелирное изделие, нужно сделать две вещи:
- не пропустить окончательные сроки возврата – после окончания действия гарантии на продавце ответственности не будет совсем;
- суметь доказать факт заводского брака – в большинстве случаев он очевиден, иногда требуется экспертиза.
Причины, по которым магазины дают отказ на требование возврата денег, бывают разными. Одни продавцы намеренно идут против законодательства, не желая расставаться с полученной прибылью. Другие просто сомневаются, что повреждение существовало на момент продажи.
Если вы уверены в своей правоте – идите до конца
Магазин обязан возместить ущерб за некачественный товар по закону. Поэтому, если дело дойдет до судебной экспертизы, вы наверняка выиграете процесс.