Ювелирное дело

Проблема подделок на антикварном ювелирном рынке

Как знаменитый историк ювелирных изделий, доктор Джек Огден может увидеть одни из самых впечатляющих произведений искусства в мире. Но в последнее время он проводит большую часть своего времени, глядя на столь же впечатляющие подделки.

Когда люди думают о поддельных ювелирных изделиях, они обычно представляют себе китайские часы Rolex. Но Огден, основатель и нынешний президент Общества историков ювелирного искусства, считает, что около половины «старинных» золотых украшений, представленных на рынке, на самом деле являются фальшивкой. И хотя он способен определить большую часть поддельных драгоценностей, он подозревает, что хорошо продуманные подделки попадают на аукционы, в коллекции высокого класса и даже в музеи.

«Это прибыльный бизнес, который последние двадцать лет рос  в геометрической прогрессии, – говорит он. – Некоторые предметы стоят сотни и тысячи фунтов. К примеру, если на создание подделки уходит около 20 000 фунтов стерлингов, то получить за нее можно около 200 000 фунтов стерлингов».

Поддельная серьга в эллинистическом греческом стиле

Почему процветает рынок подделок? Во-первых, рынок антикварных ювелирных изделий очень популярен, а там, где есть деньги, обычно бывает воровство.

В недавней статье New York Times о растущей популярности антикварного сегмента отмечено, что коллекционерам нравится носить изделия, которые когда-то давно были индивидуально изготовлены мастерами.

Горькая ирония заключается в том, что некоторые из этих «антикварных» предметов могли на самом деле сравнительно недавно массово производиться на 3D-принтерах, которые стали любимым инструментом фальшивомонетчиков.

Еще одна проблема: музеи сократили штат экспертов, что облегчает проскальзывание хорошо продуманных обманщиков.

На самом деле Огден признает: хотя он и является известным авторитетом, который проводит аутентификацию для музеев, его, вероятно, тоже не раз обманывали.

«Думаю, я определяю около 90 процентов подделок, – говорит он. – Некоторые действительно хорошо выполненные предметы почти невозможно отличить от оригинала. Их делают невероятные мастера. Фальсификаторы знают материалы и технологию. Они могут легко найти всю эту информацию в Интернете».

Традиционный способ определения подлинности изделия заключался в поиске доказательств его происхождения, включая подтверждающую документацию. Но это тоже можно исправить. Огден слышал о криминальных кругах, которые, как принято считать, базируются в Восточной Европе. Они покупают на eBay старые пишущие машинки, а также старую бумагу для создания реалистично выглядящих документов происхождения.

Пара фальшивых брошей в виде цикад. Когда похожие товары начинают появляться на рынке, это может быть признаком подделки

С годами Огден выявил несколько признаков, говорящих о подделке. Например, когда на рынке появляется множество экземпляров определенного товара определенного периода, это обычно является признаком фальсификации.

«Как только преступники создают лабораторию, они делают не одну подделку, а целую кучу. Вы видите один предмет, а затем внезапно еще несколько, созданных той же рукой», – говорит он.

Конечно, даже при обнаружении подделки поймать фальсификатора непросто.

«Это очень сложно с юридической точки зрения. Дилер скажет, что не знал о подделке, и трудно доказать обратное. Отследить этих людей становится непросто», – отмечает Огден.

Так как же защититься от подделки? Огден говорит, что нет другого пути, кроме как покупать у уважаемых людей и убеждаться, что товары были проверены экспертами.

«Для неопытного покупателя, – продолжает он, – мудрым советом, вероятно, остается произнесенное почти столетие назад высказывание итальянского антиквара Рикардо Нобили: “Покупайте старые украшения, как если бы они были современными, и приятно удивляйтесь, если они окажутся старыми”».

Огден в основном работает с очень дорогими предметами, но есть проблема и с более дешевыми товарами, особенно на онлайн-платформах, таких как eBay.

Джек Огден

Бекки Стоун, которая ведет блог на сайте Diamonds in the Library, недавно дала 11 советов, как не купить подделку. Она рекомендует проводить исследование, проверять продавцов, убедиться, что существует политика возврата, и задавать вопросы.

«Если продавец говорит, что предлагает редкое французское траурное кольцо из 9-каратного золота, которое дочь графа носила в память о своем отце в конце 1700-х годов, этот человек должен быть в состоянии объяснить факты, стоящие за описанием украшения. Откуда они знают, что оно французское? Откуда они знают, кто его носил? Как они его датировали?» – говорит Стоун.

«Если кто-то собирается выставить на продажу редкий и дорогой антиквариат, – продолжает она, – он должен иметь возможность объяснить любому покупателю, как он оценивает свои товары.  Если продавец не находит времени, чтобы ответить на ваши вопросы, или не может дать удовлетворительных ответов, он не заслуживает вашего доверия (и ваших денег)».

Источник информационного материала и иллюстраций https://www.jckonline.com/editorial-article/ancient-jewelry-market-counterfeit/
Все фото предоставлены Джеком Огденом

Выйти из мобильной версии