Ювелирное дело

Пышный натурализм: украшение для корсажа в стиле ар-нуво от Vever

Среди экспонатов, представленных на выставке «Жемчужная одиссея» в рамках GemGenève в ноябре 2023 года, одно украшение привлекало особое внимание. Это корсажное украшение, которое впервые было представлено на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Сейчас оно принадлежит коллекции семьи Фаербер.

Впечатляющее украшение для корсажа от Vever. Коллекция Фаербер
Впечатляющее украшение для корсажа от Vever. Коллекция Фаербер. © Катарина Фаербер

Эта брошь для корсажа, созданная Vever, украшена двумя хризантемами — мотивом, заимствованным из японского искусства и интерпретированным в стиле ар-нуво, который был популярен в начале 1900-х годов. Лепестки — переливающийся жемчуг Миссисипи в стиле барокко; стебли выделены бриллиантами, а листья покрыты эмалью.

Если есть одно имя, которое должен знать каждый, кто интересуется историей ювелирных изделий, то это Vever. Компания была основана в 1821 году Пьером-Полем Вевером в Меце, Лотарингия, одной из двух частей Франции, которые были переданы Германии по условиям Франкфуртского договора 1871 года, после чего семья Вевер переехала в Париж. Сын Пьера-Поля, Эрнест Вевер, возглавил компанию Marret & Baugrand на Рю де ла Пэ, 19, где он основал компанию Vever. В 1875 году он был назначен президентом Chambre Syndicale de Bijouterie, Joaillerie, Orfèvrerie, национальной организации, представляющей ювелиров.

Однако по-настоящему имя Vever обрело свое признание после того, как в 1881 году бразды правления взяли на себя сыновья Эрнеста, Поль и Анри. Деловые навыки Поля дополняли образование Анри в области декоративного искусства, и под их руководством компания создавала ювелирные шедевры. Сторонник зарождающегося стиля ар-нуво, а также уважаемый коллекционер персидских миниатюр и японских гравюр на дереве, Анри Вевер представил материалы, на которые раньше не обращали внимания в ювелирных изделиях. Среди них — слоновая кость, опал и полупрозрачная эмаль plique-à-jour, которая наносилась без подложки, создавая эффект витража.

Анри Вевер, коллекционер, ювелир, историк

Выдающийся коллекционер и ювелир Анри Вевер также был историком ювелирного искусства. Его трехтомник «Французская бижутерия XIX века», опубликованный между 1906 и 1908 годами, представляет собой наиболее полный из когда-либо написанных отчетов о французских ювелирных украшениях XIX века. В 1924 году, за год до выхода на пенсию, он подарил свою коллекцию из более чем 350 ювелирных изделий, в том числе около шестидесяти от Vever, Музею декоративного искусства в Париже. После нескольких трудных лет компания закрылась в 1982 году и вновь открылась в 2021 году, ровно через двести лет после ее основания, братом и сестрой Камиллой и Дэмиеном Вевер, представителями седьмого поколения семьи Вевер.

Слава Вевера была на одном уровне со славой Рене Лалика (работавшего у Вевера). Оба были удостоены Гран-при на Всемирной выставке 1900 года в Париже, однако по необъяснимой причине одного помнят как ведущего представителя стиля ар-нуво, а имя другого скользнуло в безвестность.

Рене Лалик и Вевер представлены на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Архив: Вевер, Париж, Музей декоративного искусства. С разрешения коллекции Фаербер

Но вернемся к украшению с хризантемами. Эта брошь в стиле ар-нуво — тонкое исследование форм мира природы — была на пике моды в начале двадцатого века. Ее приобрел Луи Метман, куратор Музея декоративного искусства в Париже с 1898 по 1943 год и большой знаток японского искусства.

Множество нюансов жемчуга Миссисипи

В настоящее время это произведение принадлежит коллекции семьи Фаербер. «Мы приобрели его у парижского дилера Мишеля Перине в ноябре 2005 года. Он был одним из первых, кто понял красоту произведений ар-нуво и ар-деко. Когда он закрыл свой бизнес, он спросил, не хочу ли я его купить», — говорит дилер и коллекционер Томас Фаербер. На вопрос, почему он купил эту брошь, он коротко отвечает: «Я никогда не видел ничего подобного! Корсажные украшения предназначались для прикрепления к лифу женского платья. Мишель Перине рассказал мне, что этот экземпляр был показан на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Мы даже нашли фотографию витрины Вевера».

У потомков Анри Вевера сохранилось письмо от 10 марта 1909 года, в котором ювелир объясняет, почему он выбрал жемчуг Миссисипи: «Оттенки и маркировка жемчуга существовали всегда. Как я упоминал вчера, эти жемчужины были выбраны с особой тщательностью, с намерением избежать холодного вида однородной белизны и придать лепесткам живописный оттенок, близкий к цвету фантазии природы». Как объясняет Томас Фаербер: «Жемчуг Миссисипи добывается из одноименной реки. У него вытянутая форма. Tiffany была одной из первых, кто использовал эти жемчужины в ювелирных изделиях».

Письмо ювелира Анри Вевера от 10 марта 1909 года, объясняющее его выбор жемчуга Миссисипи. С разрешения коллекции Фаербер

Шедевр в стиле ар-нуво

Корсажная брошь от Vever выполнена из золота и черненого серебра и украшена бриллиантами. Листья изящной формы обработаны зеленой витражной эмалью. Готовое изделие чрезвычайно изысканно и хрупко. К счастью, оно всегда хранилось в оригинальном футляре, поэтому его красота осталась нетронутой, без какой-либо реставрации. Хризантемы можно снять и носить как броши или украшения для волос.

«Сегодня на рынке очень мало крупных произведений Vever. Это украшение для корсажа — шедевр, — говорит Ида Фаербер, директор Faerber International Trading SA. — В нем сочетается нескольких факторов. Во-первых, дизайн на стыке девятнадцатого века и ар-нуво. Затем — авангардное использование жемчуга Миссисипи. Кроме того, впечатляет размер украшения и его состояние: ему 124 года, удивительно, что оно до сих пор нетронуто! То, что задняя часть броши столь же красива, как и передняя, является признаком великого ювелира».

Источник информационного материала и иллюстраций: https://www.europastarjewellery.com/jewellery-highlights/the-luxuriant-naturalism-of-an-art-nouveau-corsage-ornament-by-vever.html

Выйти из мобильной версии