Ювелиры и вышивальщицы – одни из тех мастеров, чьи творения отражают наследие коренного народа.

Ворота тории у входа в национальный парк Акан Масю на Хоккайдо, самом северном из главных островов Японии. В этом районе издавна проживает коренное население – айны:

Ремесленники стараются сохранить культуру айнов в Японии, ч. 1

У входа в национальный парк Акан Масю, известный своими озерами и бурлящими источниками, красные ворота тории выделяются на фоне белого снега, покрывшего эту часть восточного Хоккайдо, самого северного главного острова Японии.

Японский олень в национальном парке Акан Масю:

Согласно системе верований айнов, у животных и растений есть духи, называемые камуи, которые всегда присматривают за людьми и проявляются в мире в виде даров, таких как мясо, мех и продукты питания. В случае с этим видом оленей их мясо является основным компонентом айнской кухни, а части животного, такие как копыта и рога, используются в ремеслах и украшениях.

По данным Упопой, национального музея айнов на Хоккайдо, корни айнов уходят в прошлое примерно на 30 000 лет. Никто точно не знает, сколько айнов живет в Японии сегодня: официальных подсчетов нет, а этническая принадлежность основывается на самоидентификации. Но опрос, проведенный в прошлом году префектурой Хоккайдо, показал, что почти 30 % опрошенных айнов заявили, что сталкивались с дискриминацией в Японии.

Тем не менее, айны сохранили свой язык, ремесла и культурные традиции. Одним из мест, где можно познакомиться с их искусством и ремеслами, является деревня айнов Котан, расположенная на территории национального парка. В поселении, построенном самими айнами в 1950-х годах, в настоящее время проживает около 120 человек в домах и многоквартирных домах, которое, по словам городских властей Кусиро, является одним из крупнейших мест проживания айнов на Хоккайдо.

По словам жителей, деревня не была построена для того, чтобы стать туристической достопримечательностью, но стала ею. На центральной улице, застроенной деревенскими деревянными зданиями, расположились художественная галерея, театр и около 20 магазинов, торгующих изделиями народных промыслов, такими как резьба по дереву, вышивка, музыкальные инструменты и украшения.

В этой статье речь пойдет о трех жителях деревни, которые занимаются некоторыми из этих ремесел.

Эрика Кацуя, вышивальщица

Эрика Кацуя, владелица магазина Hapo’s Store, рассказала, что вышивать она научилась у своей матери и бабушки:

Магазин Кацуя, Hapo’s Store, находится в самом центре деревни. На стенах висят плетеные сумки и хлопковая одежда айнов, а на столах стоят муккури – разновидность айнского варгана, сделанная из бамбука.

Один из углов, возле окна, она использует для своей мастерской. Внимание привлекают фотографии на противоположной стене, в том числе снимок бабушки Кацуя по материнской линии в традиционном айнском одеянии, а также фотография самой Кацуя и импозантного бородатого айнского вождя, стоящего у костра.

«Я родилась и выросла здесь, научилась вышивать у своей матери и бабушки, – говорит 49-летняя Кацуя, говоря о регионе в целом. – Это случилось, когда мне было 17 или 18 лет».

Вышивка, сделанная Кацуя, с амулетом, в магазине Hapo’s Store в деревне Котан:

Госпожа Кацуя в основном занимается вышивкой и традиционными айнскими танцами, а также преподает оба эти вида искусства. Ее работа сосредоточена на чинджири, традиционной технике айнской вышивки, при которой цветные нити используются для вышивания непосредственно на окрашенной ткани.

Она также делает ювелирные украшения, такие как ожерелья, используя многолетнюю виноградную лозу под названием икема, или Cynanchum caudatum:

Кацуя говорит, что жители собирают лозу в близлежащих горах, затем моют и сушат ее. «Мы используем только ее корень, и в культуре айнов он используется в качестве талисмана», – сказала она, демонстрируя небольшой бежевый кусочек высушенной лозы, окруженный деревянными и стеклянными бусинами.

«Икема – это слово на языке айнов, – говорит она. – Я помню, что моя бабушка носила его в своем ожерелье».

Продолжение следует…

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.nytimes.com/2025/03/12/fashion/craftsmanship-ainu-hokkaido-japan.html