В последнее время Наоми Сарна работала над скульптурой сиамской бойцовой рыбки размером с грейпфрут, вырезая ее из куска голубого халцедона.

Наоми Сарна в традиционном бисерном масайском ожерелье держит в руках резной сине-фиолетовый танзанит весом 703 карата на подставке из стерлингового серебра под названием L’Heure Bleu (Jeremy Bittermann for The New York Times):

Резьба по драгоценным камням – страсть этого ювелира, ч. 1

Жадеит из гор Куньлунь на западе Китая, необработанный топаз размером с мускусную дыню, крупный кристалл кварца и кусок блестящего зелено-белого жадеита из Гватемалы. Во время телефонного интервью из своего дома в Портленде, штат Орегон, Наоми Сарна перечислила лишь некоторые из драгоценных камней и минералов, которые лежат на подоконниках, в стеклянных витринах и на полу под ее рабочим столом.

«Я всегда окружена своими камнями», – говорит Сарна, художник и резчик по драгоценным камням, чья коллекция из нескольких сотен экспонатов, хранящаяся в ее домах в Нью-Йорке и Портленде, была собрана во время поездок на шахты по всему миру. «Мне нужно видеть изделия, чтобы узнать их и проникнуться их потенциалом».

Сарна родилась в нескольких минутах ходьбы от великих шахт города Бьютт, штат Монтана, – города, чьи минеральные ресурсы когда-то послужили причиной прозвища «Самый богатый холм на Земле».

Природа – неизменная тема в работах Сарны: лепестки, бутоны, листья, горы и раковины повторяются, часто изображаясь извилистыми линиями, напоминающими текущую воду (Jeremy Bittermann for The New York Times):

Эта самодостаточная община способствовала ее стремлению к творчеству. «Мы учились делать все своими руками», – говорит Сарна, чье первое знакомство с ювелирным делом произошло в 7 лет, когда она приклеивала ракушки на пластиковые диски и продавала их в виде сережек соседям. (Сарна отказалась назвать свой возраст, сказав: «Если вы женщина старше 50 лет, люди думают о вас определенным образом»).

В 20 лет она прошла трехлетний курс обучения классической скульптуре в Пенсильванской академии изящных искусств в Филадельфии. Там она стремилась «понять, что создает линию красоты», говорит Сарна, которая сделала змеевидные изгибы повторяющейся темой в своих работах.

Она переехала в Нью-Йорк в 1970-х годах и, не желая становиться голодающим художником, сначала основала кейтеринговую компанию под названием Montana Palace, а затем занялась другой карьерой, в том числе 35 лет проработала лицензированным психоаналитиком. В это время Сарна время от времени посещала недельные курсы ювелирного дела и резьбы по драгоценным камням, постепенно разрабатывая идеи, которые она хотела воплотить в один прекрасный день.

Первое знакомство с ювелирным делом у Сарны произошло еще в детстве, когда она приклеивала ракушки на пластиковые диски и продавала их в виде сережек соседям (Jeremy Bittermann for The New York Times):

После смерти мужа в 1998 году Сарна занялась продвижением недвижимости в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе (по ее словам, психоанализ включал «слишком много грустных историй»).

В это время она также начала всерьез заниматься резьбой по драгоценным камням и созданием украшений, обучаясь у Хейкки Сеппы, кузнеца, и Бернда Мунштайнера, знаменитого огранщика драгоценных камней.

По ее словам, Мунштайнер научил ее видеть красоту во включениях, естественных трещинах и изъянах, встречающихся во многих драгоценных камнях, и теперь она часто делает их центральными элементами своих творений.

Продолжение следует…

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.nytimes.com/2025/01/26/fashion/jewelry-naomi-sarna-tanzanite.html