Джоэл Артур Розенталь выпускает в год около 70 оригинальных изделий с тщательно продуманным дизайном, что делает их востребованными кинозвездами, законодателями моды и коллекционерами во всем мире
На Вандомской площади, 7 нет вывески или витрин – ничего, кроме трех неброских букв: JAR. Здесь находится магазин известного современного дизайнера Джоэла Артура Розенталя, и для коллекционеров ювелирных изделий это место паломничества.
Розенталь родился в Нью-Йорке в 1943 году. Он окончил факультет истории искусства и философии Гарвардского университета, а затем переехал в Париж. Розенталь открыл мастерскую по вышиванию, и его эксперименты с пряжей необычных цветов привлекли внимание дизайнеров Hermès и Valentino. После работы с Bulgari в Нью-Йорке он вернулся в Париж и в 1977 году вместе со своим партнером Пьером Жанне открыл собственный ювелирный магазин.
JAR, как его обычно называют, известен своим творчеством и мастерством. Он сочетает необычные драгоценные камни с нетрадиционными материалами и находит смелый подход к цвету и пропорциям. Качеством его работы напоминают украшения 18–19 веков. В 2013 году первым из ныне живущих «мастеров драгоценных камней» он был удостоен особой чести: в нью-йоркском Метрополитен-музее состоялась выставка – ретроспектива его работ.
JAR выпускает всего около 70 изделий в год. Его способность создавать драгоценности необычной динамики и архитектурной глубины сделала его любимцем икон стиля, законодателей вкусов и коллекционеров во всем мире.
Серьги Pansy
Выставка-блокбастер JAR в лондонском Сомерсет-Хаус в 2002 году привлекла к нему внимание модных женщин всего мира. Для показа ювелир одолжил у 145 своих клиентов 400 ювелирных изделий. В благодарность каждая участница выставки получила серьги Pansy из цветного алюминия.
Подарок был символическим: французское слово «pensée» – «анютины глазки» также переводится как «размышление», и этот мотив традиционно используется во французских украшениях для обозначения задумчивости.
JAR изготовил дополнительно 1000 пар алюминиевых серег Pansy для посетителей выставки. Их раскупили в считанные дни.
Цветочный браслет Mogol
Цветочный браслет JAR Mogol был продан на аукционе Christie’s в апреле 2002 года. Его богатые цвета и мотивы создают мощные образы Индии.
Браслет Mogol – ранний пример использования JAR оксидированного титана. Ранее этот материал практически не использовался в высоком ювелирном искусстве. Металлический пурпур титана переливается яркими скульптурными бутонами и цветами, которые перетекают по краям, продолжая оставаться внутри браслета. Эта особенность работы JAR отдает дань уважения традиционным индийским украшениям.
Красота природы изысканно передана в браслете JAR Parrot Tulip 1994 года. Кажется, что лепестки сделаны из ткани и легко подчеркнуты бриллиантами и зелеными гранатами. Как и Mogol, этот золотой браслет в виде цветка охватывает запястье.
Эллен Баркин: «JAR – Матисс нашего времени»
Когда в октябре 2006 года на Christie’s была представлена коллекция украшений Эллен Баркин, в нее входили 17 украшений от JAR. На тот момент это была одна из самых важных коллекций JAR, выставленных на аукционах. Баркин называет JAR «Матиссом нашего времени» и считает, что он научил ее носить украшения.
Возможно, ювелир вдохновлялся мастерской вышивания, которой он владел в Париже в 1960-х годах, когда создавал свой знаменитый дизайн «ниток». Сложные нити изысканного паве зачастую служат опорой для единственного камня. Удлиненное кольцо с бриллиантом овальной огранки весом 22,76 карата, изображенное слева внизу, является исключительным примером этого дизайна. Крепление сложное, но оно придает украшению легкость, подчеркивает бриллиант и обращает на себя внимание.
Серьги с императорским топазом – еще один пример мастерства JAR в плане сочетания цветов и драгоценных камней. Каждая подвеска украшена удлиненным императорским топазом овальной огранки, а также небольшими рубинами и бриллиантами. Необычное сочетание красного, оранжевого и белого цветов редко встречается в украшениях. Как известно, Баркин надевала эти серьги в ночь вручения премии Оскар в 2005 году.
Элизабет Тейлор
В 2011 году Christie’s выставил на продажу коллекцию Элизабет Тейлор. Это самая ценная выставленная на аукционе коллекция ювелирных изделий, принадлежащая одному владельцу.
Представленное на фото выше кольцо было подарком от JAR на 70-летие Тейлор. Оно оснащено шарнирным сердцем с бриллиантовой буквой «E» на одной стороне и знаком бесконечности – на другой. Простота и сентиментальность дизайна демонстрируют использование JAR бриллиантов, ограненных по старинке, которые дают гораздо более мягкий блеск.
Камни одинарной огранки стали торговой маркой JAR. Бриллианты одинарной огранки возвышают каждое украшение, не нарушая общий дизайн, и в то же время являются тонким намеком на старинные украшения и историю огранки алмазов.
Также на распродаже украшений Элизабет Тейлор были представлены разноцветные серьги Ball с сапфирами и бриллиантами, приобретенные в Париже в декабре 2001 года. Серьги в форме bombé с полосками, украшенными драгоценными камнями, создают неожиданное сочетание прямых линий и криволинейной поверхности. Полосы на одной серьге асимметричны рисунку на другой – простая, но совершенно гениальная деталь.
Лили Сафра
В мае 2012 года Christie’s провел благотворительный аукцион «Драгоценности для надежды: коллекция миссис Лили Сафра», на котором было выставлено 18 драгоценных камней от JAR. Это самая крупная коллекция одного владельца, когда-либо представленная на рынке.
Брошь камелия, выполненная в серебре и золоте, украшена рубинами весом более 170 карат, но цветок кажется невероятно нежным. Созданная для Лили Сафра в 2003 году, она олицетворяет исключительное внимание JAR к деталям, которое раздвигает границы между ювелирными изделиями и скульптурой. Брошь установила рекорд для украшений JAR: она была продана за 4,3 миллиона долларов.
Показанный выше бриллиант грушевидной огранки весом 37,23 карата также вдохновлен природой. Он переплетен зелеными и розовыми турмалиновыми головками мака. При этом турмалиновые кабошоны с мягкими краями красиво контрастируют с бриллиантом, у которого острый край.
Коллекция Аль Тани
Аукцион Christie’s Maharajas and Mughal Magnificence в июне 2019 года стал знаковой распродажей индийских украшений, ювелирных изделий и произведений искусства из знаменитой коллекции музея Аль Тани.
На аукционе было собрано около 400 лотов, представляющих четыре столетия: от блеска и традиций двора Великих Моголов 16 века до экстравагантности махараджей 19 и 20 веков. На выставке были только два современных ювелира: JAR и Bhagat.
Pink Golconda Diamond – бриллиант весом 10,46 карата из старейшего и богатейшего алмазного рудника Индии. JAR установил его в кольцо из черненого золота, украшенное бриллиантами простой огранки. Бриллианты Golconda – синоним качества и романтики. Они исключительно редки и высоко ценятся королевскими домами и коллекционерами драгоценных камней. JAR в очередной раз выбрал титан для создания необычной реалистичной броши в виде слона, увенчанной бриллиантовой эгреткой в стиле Belle Epoque – отсылкой к индийской традиции украшения королевских животных.