Тиары появились в XVIII веке. В отличие от небольших украшений, прикрепляющихся к пышным волосам, они садилась на голову, как венец. И правящий дом Романовых мода не обошла стороной. В истории сохранились воспоминания о прекрасных головных уборах – работах придворных ювелиров, которые за границей называли «кокошниками» или tiare russe.

Мастера придавали изделиям необычную форму. Их можно было носить на голове или на шее, менять камни подвесок

После революции большая часть драгоценностей была утрачена: продана на аукционах, тайно вывезена из страны. В дальнейшем советские мастера сделали реконструкции нескольких этих произведений.

Большая сапфировая диадема
Большая сапфировая диадема

Большая сапфировая диадема

Это одна из самых таинственных тиар романовской сокровищницы, которая была изготовлена в конце XVIII века. Ее украшали пять ярко-синих сапфиров, а в центре располагался самый крупный, окруженный замысловатой оправой. Золоту была придана форма переплетающихся лавровых веточек, а благородные тонкие листья блистали мелкими бриллиантами.

Неизвестно точно, кто носил эту диадему. Вероятно, это была Александра Павловна, дочь Павла I. Через год после венчания и отъезда из России она умерла, и ее драгоценности вернулись в Петербург. После 1922 г. украшение было утеряно.

Тиара с колосьями

Она была создана на рубеже XVIII-XIX веков. В центре оригинальной диадемы располагается большой бесцветный камень лейкосапфир, который поддерживают две лавровые ветви. К нему с двух сторон склоняются золотые колоски с бриллиантовыми зернышками. Нижняя пара веточек срастается, образуя ободок.

Колосья, украшающие головной убор, являются символами античной эпохи, а изображение туго набитого зернами колоса означает зарождение новой жизни

Тиара с розовым бриллиантом
Тиара с розовым бриллиантом

Тиару носила Мария Федоровна – супруга Павла I. После революции изделие было продано на британском аукционе. В 1980 г. ювелиры Гохрана (государственной организации, занимающейся драгоценными камнями и металлами) создали его копию и поместили в Алмазный фонд.

Тиара с розовым бриллиантом

Треугольную форму тиаре Марии Федоровны, выполненную в стиле ампир в XIX веке,  придали, используя множество бриллиантов разной огранки. Венчают ее округлые большие перевернутые «капли», закрепленные на верхний ярус, похожий на маковку православной церкви. С него свисают маленькие бриолеты, колышущиеся, играя бликами света, при каждом движении.

В центре изделия размещен редкий розовый бриллиант. От него в обе стороны расходятся завитки алмазных узоров.

Долгие годы тиара была венцом для невест. Сейчас она находится в Алмазном фонде России

Тиара «Русская красавица»
Тиара «Русская красавица»

«Русская красавица»

Тиару в 1841 г. заказал император Николай I для своей жены Александры Федоровны. Работал над изделием Карл Болин, придворный ювелир.

Это округлое украшение, похожее на кокошник. С его верхнего платинового ободка свисают крупные белые жемчужины, окруженные лаконичными узорами, инкрустированными бриллиантами.

Судьба подлинника «Русской красавицы» неизвестна. Копия, изготовленная в 1987 г., выставлена в Алмазном фонде.

Диадемы Романовых не были похожи на европейские украшения. Изделия, создававшиеся для членов этой семьи, выполнялись в отличающемся уникальном и узнаваемом стиле. В украшениях сочетались классические символы, пышные узоры и необычная округлая форма. Но в подлинном виде сохранилась лишь всего одна тиара, остальные драгоценности хранятся в виде копий в Алмазном фонде.