Искусные ремесленники из числа индейского народа мапуче создают изделия, отражающие их мировоззрение.
Серебряные изделия Марко Пайламильи изображают дерево Канело, священное дерево народа мапуче (Marcos Zegers for The New York Times):
Марко Пайламилья начал учиться работать с серебром в 12 лет – не из любви к ремеслу или признательности за свое наследие, а потому что, пока он рос в Темуко, Чили, каждый в семье должен был вносить свой вклад в семейный бюджет.
«У нас не было ни единого песо, – говорит он, – поэтому нам всем нужно было идти работать».
В качестве помощника после уроков, а затем подмастерья у местного серебряных дел мастера он освоил технику.
Но только спустя много лет он начал понимать значение изделий, которые делал, сказал он в интервью в Санта-Фе, штат Нью-Мексико, где он продавал свои творения на Международном рынке народного искусства.
Сегодня 57-летний Пайламилья говорит, что считает свою работу глубоко духовной, способом продолжить традиции своих предков – мапуче, или «людей земли», которые более 250 лет назад начали перерабатывать серебряные монеты в особый стиль украшений, отражающий их мировоззрение.
Как серебряных дел мастер мапуче – рутрафе на мапудунгуне, языке мапуче, – Пайламилья воспроизводит многие из традиционных узоров своего народа, рассказывая истории в серебре.
Брошь «акуча», традиционное серебряное изделие мапуче, выполненное Пайламильей (Marcos Zegers for The New York Times):
Возьмем, к примеру, одну из его больших нагрудных брошей под названием «акуча». В верхней части изделия находится серебряная пластина, по форме напоминающая пару птиц, которые, по словам Пайламильи, символизируют мир небесный; в нижней части – пластина трапециевидной формы с выбитым на поверхности цветком, символизирующим землю и природу.
Они соединены тремя вертикальными рядами плоских цепочек, по одной с каждой стороны, представляющих две семейные линии, и чуть более короткой посередине – новую семью. Две маленькие фигурки, свисающие с пластины с птицами, указывают на присутствие предков, а вырезанные в пластине отверстия позволяют духам приходить и уходить. Ряд дисков, похожих на монеты, в нижней части представляет общину.
«Это самое полное произведение из всех существующих, потому что в нем заключено все мировоззрение мапуче», – говорит Пайламилья, который десять лет назад получил престижную награду от чилийского правительства, признавшую его мастером традиционного ремесла.
Но даже более простые изделия позволяют заглянуть в верования мапуче – например, его серебряные серьги, в каждой из которых вырезаны полумесяцы, символизирующие тесную связь между луной и женщинами в культуре мапуче.
Пайламилья говорит, что хочет, чтобы люди понимали, что, покупая одно из его изделий, они получают нечто большее, чем просто украшение. «Вы берете с собой что-то духовное, что-то, сделанное кем-то, кто связан с нашими предками», – сказал он.
Пайламилья в своей мастерской в Темуко, Чили (Marcos Zegers for The New York Times):
Серебро, выходящее из земли, обладает энергией, которая затем объединяется с энергией серебряных дел мастера, добавил он. «Это не просто серьга, не считая красивого дизайна и всего остального, – сказал он. – В этом есть смысл».
Истоки традиции
Народ мапуче – самая многочисленная коренная группа в Чили. В стране с населением 17,6 млн человек каждый десятый чилиец идентифицирует себя как мапуче, согласно переписи населения 2017 года – последним официальным данным.
По словам 34-летнего Кристиана Варгаса Пайлахуэке, историка искусства и куратора мапуче, докторанта по латиноамериканским исследованиям в Университете Чили, археологические находки свидетельствуют о том, что народ мапуче изготавливал металлические украшения за сотни лет до прихода европейцев, но в основном из меди.
Испанцы начали заселять Чили в 1541 году, основав столицу Сантьяго, но им так и не удалось колонизировать территорию мапуче, занимавшую обширное пространство на территории современных Чили и Аргентины. Однако к 1700-м годам растущая торговля народа мапуче с той частью Чили, которая находилась под властью испанской короны, дала им доступ к большому количеству серебряных монет, которые они использовали для изготовления украшений, говорит Варгас Пайлахуэке.
По его словам, серебряные изделия мапуче достигли своего расцвета примерно в середине 19 века, после обретения Чили независимости от Испании, но в последующие десятилетия чилийское правительство начало военные кампании по захвату земель мапуче, убивая многих и приводя к обнищанию населения.
Устные рассказы, передаваемые из поколения в поколение, свидетельствуют о том, что люди, владевшие серебряными украшениями, часто были вынуждены закладывать, обменивать или продавать их, чтобы выжить, поэтому многие серебряные изделия мапуче попали в частные коллекции или в музеи Европы и Латинской Америки, сказал Варгас Пайлахуэке.
Сегодня между группами мапуче и чилийским правительством по-прежнему сохраняется напряженность, особенно по вопросам, связанным с суверенитетом и правом собственности на земли предков.
Продолжение следует…
С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.nytimes.com/2024/12/05/fashion/jewelry-mapuche-silversmiths-chile.html