Здесь вы найдете продолжение статьи о традиционных украшениях индейского племени мапуче.
Личный опыт
Антонио Чиуайкура, рутрафе из Чольчоля (центральная часть Чили), вырос, слушая рассказы своей бабушки по материнской линии о том, что ей пришлось заложить семейные украшения. Теперь он делает крупные традиционные серебряные изделия, чтобы приобщиться к культуре и истории мапуче.
«По сути, этот процесс – восстановление памяти, потому что он связан с памятью, которая была фрагментирована и разрушена», – говорит 45-летний Чиуайкура. Для него изготовление серебряных украшений – это не копирование чего-то из прошлого, а продолжение традиции в настоящем. У изделия есть голос, добавил он, и оно говорит: «Я все еще здесь».
Работа с серебром – это «рассказ о величии нашей нации мапуче», – говорит 50-летняя Селеста Пайнепан, рутрафе из Сантьяго.
«Мы – очень богатый народ, который обеднел, – говорит Селеста Пайнепан, которая продает традиционные и современные серебряные украшения через свой бренд Akucha Joyas. – Именно поэтому мы носим украшения, чтобы показать, насколько мы богаты или были богаты».
Мастер работает над традиционными серебряными серьгами (Marcos Zegers for The New York Times):
В Санта-Фе Пайламилья говорил, что ему потребовалось много времени, чтобы понять и принять свои корни мапуче, которые он имеет через отца; его мать – испанка по происхождению.
В школе на него смотрели свысока за то, что он коренной житель, поэтому он мало что знал о народе своего отца и не говорил на языке мапудунгун. И хоть Карлос Квинтрикео, серебряных дел мастер, нанявший его в ученики, делал традиционные изделия мапуче, он никогда не говорил об их значении или о своем происхождении.
Проведя почти десять лет за изготовлением украшений в рамках университетской программы для ремесленников, в середине 1990-х годов Пайламилья открыл мастерскую под названием Kilkaimapu (по названию стиля ожерелья) и со временем начал преподавать кузнечное дело по серебру.
Именно тогда, по его словам, он начал углубленно изучать это ремесло и постепенно впитывать то, что он называет «более мистической и более духовной стороной».
Спустя годы он лично ощутил мистическое воздействие. В 2014 году, в ночь, когда он узнал, что получил свою первую крупную национальную премию, ему приснился яркий сон, в котором его пришел поздравить Квинтрикео, умерший за пару лет до этого.
«Я почувствовал силу его рук», – говорит Пайламилья, описывая этот опыт, который помог ему ощутить связь с серебряных дел мастерами мапуче, которые были до него.
Процесс плавления переработанного и чистого серебра приводит к созданию листа, который впоследствии будет использован для изготовления кольца (Marcos Zegers for The New York Times):
На изделии, разработанном Пайламильей, изображен пейзаж с птицами и озером, отражение которого находится на противоположной стороне круга (Marcos Zegers for The New York Times):
Сегодня, помимо украшений, которые он продает, он часто создает большие церемониальные изделия для местной шаманки (на языке мапудунгун она называется «мачи»), воплощая в серебре детали из ее снов.
В личном плане, по его словам, он старается выучить язык мапуче, а он и другие члены семьи построили дома в сельской местности к югу от Темуко, возвращая себе свои корни и создавая небольшую общину на земле, где жили их старейшины.
Официальная поддержка
По словам Мерседес Монтальва, которая координирует работу по развитию ремесел в Министерстве культуры, искусства и наследия Чили, в последние 20 лет в Чили была принята государственная политика, направленная на усиление поддержки традиционных ремесел в целом и ремесел коренных народов в частности.
По ее словам, это было частью более широких усилий по стимулированию творческих искусств после подавления культуры в 1970-х и 1980-х годах при диктатуре Аугусто Пиночета.
По словам Монтальва, в случае всех традиционных ремесел проблема заключается в том, как сохранить эти профессии, чтобы молодые поколения могли овладеть навыками. По ее словам, чилийские ремесленники все больше обеспокоены необходимостью расширения возможностей для получения образования, чтобы навыки передавались не только неформально.
Каролина Арредондо, ставшая министром культуры Чили в августе 2023 года, сказала в интервью, что ремесла являются важной частью культуры и могут привлечь внимание к разнообразию страны. По ее словам, законопроект, направленный на защиту и продвижение ремесел в стране, разработанный после длительных консультаций с ремесленниками, был одобрен нижней палатой парламента и ожидает рассмотрения в Сенате.
По словам министра, предложенный законопроект предусматривает создание Национального совета по ремеслам, в который войдут представители всех регионов страны. Среди других положений – выделение ресурсов на развитие и продвижение ремесел; создание официальных определений, чтобы, например, на мероприятии, объявленном ярмаркой ремесел, было запрещено продавать изделия массового производства из других стран; а также законодательное закрепление национальных наград для обеспечения их преемственности.
«Когда что-то не имеет юридического статуса, нет никакой гарантии, что это будет сохраняться из года в год или при разных администрациях», – сказала Арредондо.
Варгас Пайлахуэке, историк искусства, сказал, что его воодушевляет то, что в последние годы он видит возрождение интереса и гордости у разных поколений за все, что связано с мапуче, – включая одежду, язык и традиции, а также серебряные украшения и другие виды декоративно-прикладного искусства. «Как в городах, так и в сельской местности идет очень важный процесс возрождения ценности этих вещей», – сказал он.
С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.nytimes.com/2024/12/05/fashion/jewelry-mapuche-silversmiths-chile.html