Николя Бос и Райнер Бернар из Van Cleef & Arpels объясняют, почему для Дома одинаково важны рассказывание историй и ремесло.
Часовое дело Van Cleef & Arpels не похоже ни на чье другое. Дом моды прочно стоит на ногах в своем собственном уникальном мире магии, очарования, поэзии и сказок; и, прежде всего, как ювелирный Дом, его стиль в часах тесно связан с искусством. Это может показаться нишевым, поскольку Van Cleef & Arpels идет по своему собственному, явно женственному пути, однако в последние годы марка успешно завоевывает внимание как мужчин, так и женщин-коллекционеров разных поколений.
Это заметил Николя Бос, генеральный директор Van Cleef & Arpels. «Я говорил об этом с некоторыми из моих дизайнеров, – рассказывает он. – Мы видим все больше и больше мужчин, и я думаю, что у нас есть возможность создавать истории, которые, возможно, не обязательно женские или мужские, а могут быть более универсальными».
По его наблюдениям, клиенты-мужчины предпочитают часы Pont des Amoureux («Мост влюбленных») и Fairy («Фея»). «Некоторые модели были задуманы как женские, поскольку они были созданы в 1960-е годы, когда это различие было более важным, – говорит Бос. – Но в наши дни это становится все более размытым, и приятно, что люди могут выбирать то, что им нравится, независимо от того, что могут подумать окружающие. И на самом деле это никого не волнует, потому что мы перестали идентифицировать или классифицировать людей в зависимости от того, что они носят. Я считаю, что это очень, очень позитивно».
Van Cleef & Arpels использует весь спектр художественных техник:
Хоть в основе каждого изделия Van Cleef & Arpels лежат поэзия и рассказывание историй, Бос настаивает на том, что они создаются не для конкретного человека. «Мы никогда не пытаемся проектировать или создавать для одного конкретного человека, – говорит он. – Это правда, что дизайн Дома был очень женственным, потому что мы – ювелирный Дом, и на протяжении столетия наши украшения носили в основном женщины. Но эти истории по своей природе всегда были довольно универсальными».
Глава отдела исследований и разработок в области часового дела Van Cleef & Arpels Райнер Бернар, пожалуй, лучший человек для того, чтобы спросить его о вдохновении, лежащем в основе очаровательных творений этого года.
«Как мы создаем Poetic Complication? Мы начинаем с истории, и это никогда не бывает просто маркетингом, – говорит он, вторя Босу. – Вы можете представить, как я однажды на выходных шел в парк рядом с моим домом и увидел двух бабочек, которые кружились друг вокруг друга по спирали, пролетали через весь парк в течение получаса, но всегда по спирали, как влюбленная пара. Как это прекрасно! А мой коллега сказал: «О, но разве это не классная идея? Может быть, мы сможем использовать ее для нового усложнения». Тогда кто-то еще в студии быстро нарисовал эскиз. И на его основе мы обсуждаем, как можно добавить некоторые техники… Так мы обычно творим в Van Cleef & Arpels».
Бернар рассказывает о предыстории создания Lady Arpels Brise d’Été, изюминки выставки Watches & Wonders, которая воспевает свежее летнее утро с помощью анимационного модуля, запускаемого по требованию. При активации модуля стебли цветов нежно покачиваются, а по циферблату гармонично порхают две бабочки из белого и желтого золота, покрытые эмалью plique-à-jour.
Часы Lady Arpels Brise d’Été:
Огромный архив Van Cleef & Arpels дарит бесконечное вдохновение, но также много вдохновения команда находит в природе и мире в целом. «Мы любим говорить о чарующей природе, поэтической астрономии, любовных историях, моде, балеринах, танцах и феях, – говорит Бернар. – Это наш мир, и мы всегда, всегда начинаем с историй».
В то время как авторы пишут чарующие сказки своими письменными принадлежностями, Van Cleef & Arpels рассказывает свои истории с помощью предметов искусства. Традиционные часовые мастера могут использовать гравировку и эмаль для украшения циферблата и часов, но Бос говорит, что в Van Cleef & Arpels они являются «самой главной частью самих часов. Мы смотрим на эти ремесла так же, как мануфактура смотрит на механизмы. И зачастую они являются отправной точкой в таких часах, как наши, где главная цель предметов искусства – рассказать историю».
Это настолько важно, что марка изобрела собственную технику нанесения эмали – и все ради того, чтобы лучше рассказывать истории. Часы Lady Arpels Jour Enchanté – абсолютный калейдоскоп цвета, техники и орнаментов – и Lady Arpels Nuit Enchanté с циферблатом из горного хрусталя представляют собой новый тип эмали, называемый façonné, который позволяет создавать трехмерные формы и даже украшать их камнями.
Часы Lady Arpels Jour Enchanté:
Возможность создавать трехмерные скульптуры из эмали давно была мечтой Бернара. «Мы обнаружили в наших документах, что первые часы с эмалью были сделаны в 1906 году, в самом начале существования компании», – говорит он, что делает уместным для компании инвестировать и совершенствовать это ремесло.
Теперь команда не только может создавать свои собственные цвета, но и после двух лет интенсивных исследований и испытаний обнаружила, что секрет скульптурной обработки эмали заключается в способе ее приготовления, благодаря которому она приобретает новые свойства, позволяющие работать с ней без разрушения. Эти новые технологии сейчас ожидают патентов.
«Это плод наших инвестиций и нашего любопытства, – говорит Бернар. – Все, что мы делаем, от ювелирных украшений до часов, основано на мастерстве, но мы всегда остаемся в рамках того, что важно для Дома».
Рассказывание историй лежит в основе каждого творения Van Cleef & Arpels:
Главное изображение: Работа с эмалью façonné Van Cleef & Arpels.
С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте