В течение последних нескольких лет сектор выращенных в лаборатории бриллиантов преуспевал. Спрос продолжал расти, особенно в Соединенных Штатах, поскольку бизнес выиграл от признания потребителей и всех факторов, которые способствовали развитию отрасли во время пандемии COVID-19. Да, цены на выращенные в лаборатории бриллианты продолжали падать, но в некоторых случаях снижались и производственные затраты, поэтому большинство игроков продолжали зарабатывать деньги. Это привело к тому, что все больше и больше людей стали заниматься бизнесом.
Похоже, спрос продолжает расти, даже несмотря на то что экономика США начала замедляться. Совсем недавно Breitling и Blue Nile перешли на выращенные в лаборатории продукты, а Swarovski и Pandora расширили свои выращенные в лаборатории линии, ориентированные на моду. Есть свидетельства того, что выращенные в лаборатории бриллианты отвоевывают долю рынка у природных бриллиантов, сектора, в котором есть свои проблемы.
И все же снижение цен на выращенные в лаборатории бриллианты в этом году стало особенно драматичным.
Оптовая цена падает быстрее, чем розничная, но розничные цены тоже снижаются. Большая проблема, которая нанесла ущерб бизнесу природных бриллиантов для независимых розничных продавцов, — ценовая конкуренция со стороны онлайн-продавцов. Теперь она начинает наносить ущерб и лабораторному бизнесу. По иронии судьбы, единственный крупный ретейлер, который не снизил свои цены, — Lightbox. Компания придерживается своей схемы ценообразования в 800 долларов за карат, первоначально раскритикованной как слишком низкая.
Существует общее мнение, что в бизнесе выращенных в лаборатории бриллиантов слишком много людей — как со стороны выращивания, так и со стороны дилеров, — и это необходимо изменить.
Бен Хэкман (Ben Hakman), отраслевой консультант и основатель Fire Diamonds, считает, что с крупными игроками все будет в порядке, но некоторые новички уйдут.
«Чтобы отладить производство, требуется несколько лет. У большинства CVD на рынке качество отсутствует. Камни имеют сероватый, коричневатый, розовый оттенки. Розничные продавцы потеряли доверие к продукту, и весь бизнес превратился в рекламу», — отмечает он.
Стэнли Вонг (Stanley Wong), консультант по лабораторным бриллиантам из Гонконга, говорит: «С нависшей над экономикой США тучей и падением цен Rapaport лабораторный бизнес стал похож на тюльпаноманию. Я получаю списки бриллиантов, и они становятся все длиннее и длиннее, а цены все ниже и ниже. Спрос не растет в той же мере, в какой производители увеличивают мощности».
Вонг считает, что мягкая посадка возможна, но лабораторной отрасли необходимо переосмыслить свое позиционирование.
«Лабораторные бриллианты — это не роскошь, — говорит он. — Вся концепция доступной роскоши — оксюморон. Выращенные в лаборатории бриллианты никогда не будут иметь такого же ценностного предложения».
«Для поддержки бизнеса лабораторных бриллиантов необходима экосистема, которая рассматривает его как глобальный бизнес со своим уникальным торговым предложением, собственной историей. Выращенные в лаборатории бриллианты дешевле, поэтому есть место для инноваций в дизайне и огранке», — отмечает Вонг.
По мнению Вонга, сейчас бизнес работает на автопилоте, и это опасно.
«Производители ведут себя так, как будто у них пекарня, и они не могут прекратить производство. Но они не производят качество. То, что у вас есть духовка, не означает, что вы мастер-пекарь. И никому не нужен ваш хлеб», — говорит Вонг.
Источник информационного материала и иллюстраций: https://www.jckonline.com/editorial-article/lab-grown-diamond-shakeout/