Эти бриллианты могут стоить дешевле на рынке, но некоторые представители торговли говорят, что нет причин для этого, и используют возможности, которые открывают эти камни.
Флуоресценция не входит в «4C». Однако это не помешало ей стать важным элементом, когда дело доходит до торга о цене бриллиантов. В мире оценки флуоресценция относится к «видимому свету, который некоторые бриллианты излучают при воздействии ультрафиолетовых лучей», согласно определению Геммологического института Америки (GIA). Чаще всего свет голубой, но иногда он может быть белым или желтым.
«Первое, что вы делаете, когда берете посылку с бриллиантами, – кладете ее под флуоресцентную лампу, чтобы увидеть, насколько она флуоресцентна», – признается Сатта Маттури, основатель сервиса по покупке алмазного сырья Ideal Luminescence.
Хоть исследования GIA показывают, что в подавляющем большинстве случаев этот признак не оказывает заметного влияния на внешний вид бриллианта, «диамантеры обычно смотрят на флуоресценцию свысока», считая, что она снижает ценность камня, отмечает Эдди Левиан, исполнительный директор американской ювелирной компании Le Vian.
И действительно, большинство покупателей в отрасли ухватились за эту особенность бриллиантов как за возможность получения более низких цен. В прайс-листе Rapaport есть раздел, посвященный скидкам, на которые можно рассчитывать при покупке бриллиантов с голубой флуоресценцией. В зависимости от цвета и чистоты камня скидка может достигать 25 %, если флуоресценция очень сильная, или 1 %, если она слабая.
Почему о них так плохо отзываются?
Несмотря на негативное отношение, существует мало научных данных, подтверждающих утверждения о том, что флуоресцентные бриллианты являются некачественными камнями. Флуоресценция – это обычное явление, встречающееся где-то у 25-35 % всех бриллиантов, согласно данным GIA. Только 10 % из них имеют классификацию «средняя», «сильная» или «очень сильная» флуоресценция – уровни, которые, по словам лаборатории, «могут повлиять на внешний вид».
Одно из самых серьезных – и популярных – критических замечаний заключается в том, что флуоресценция может придать бриллиантам молочный оттенок. Однако GIA сообщает, что менее 0,2 % флуоресцентных бриллиантов, полученных ею для тестирования, выглядели «мутными или маслянистыми» в результате флуоресценции, так что это явление невероятно редкое.
«Существует мнение, что флуоресценция влияет на стоимость бриллианта, и я думаю, что это, вероятно, правда, – комментирует геммолог и дилер Эрик Эммс. – Справедливо это или нет – вопрос спорный».
Хоть Эммс говорит, что негативная оценка в значительной степени является проблемой торговли, очернение этих камней, возможно, началось с недостатка знаний среди потребителей. «Есть истории из прошлого, когда клиенты покупали кольцо с бриллиантом, шли на дискотеку [где ультрафиолетовые лампы выявляют флуоресценцию] и приносили его обратно, жалуясь, что один из бриллиантов синий, так что «Это же не может быть настоящим бриллиантом, не так ли, господин ювелир?», – говорит Эммс. – Это одна из причин, почему о флуоресценции думают в негативном ключе. Оптовики не хотят объяснять этот феномен публике».
Выигрыш для экономных
«Общественное восприятие флуоресценции, на мой взгляд, очень ошибочно, – говорит Мо Ханзи, управляющий директор ювелирной компании Pugata, который винит интернет в том, что он вносит путаницу. Но, объясняя реальность флуоресценции, Pugata сумела убедить покупателей перейти на другие виды бриллиантов, что может означать, что «клиент, который не может позволить себе карат, вдруг может позволить себе карат», говорит Ханзи. «Рынок был вынужден продавать камни с флуоресценцией по более низкой цене. В этом случае выигрывают те, кто это понимает, и они получат более низкую цену за точно такой же камень».
Светящиеся драгоценности
Одним из покупателей, получающих выгоду от этой ситуации, является Костан Егиазарян, управляющий партнер австрийского ювелирного бренда Aenea. Он собирает бриллианты цвета D от 3,50 карата и выше с очень сильной флуоресценцией (VST). «Мне нравится этот эффект», – говорит Егиазарян, которому доставляет удовольствие наблюдать, как цвет появляется из этих камней, когда на них попадает солнечный свет.
Британский дизайнер ювелирных украшений Кора Шейбани чувствует то же самое. Ее коллекция Glow не только имеет флуоресценцию, но и празднует ее: клиентам предлагается рассмотреть флуоресцентные драгоценные камни, которые она выбрала для своих украшений – например, кольцо с метким названием Disco, – под ультрафиолетовым светом и полюбоваться изменением цвета. Помимо бриллиантов, Шейбани использует цветные драгоценные камни, которые флуоресцируют, такие как шпинель, рубин и турмалин.
Золотой браслет Highlighter с флуоресцентными бриллиантами от Cora Sheibani:
ФАКТЫ О ФЛУОРЕСЦЕНЦИИ
* До 35 % бриллиантов демонстрируют определенный уровень флуоресценции.
* Более чем в 95 % случаев излучаемый свет голубой, хотя встречаются и другие цвета, например, белый или желтый.
* GIA определяет степень флуоресценции по силе света, излучаемого камнем при облучении длинноволновыми ультрафиолетовыми лучами: «нет», «слабый», «средний», «сильный» или «очень сильный». Если флуоресценция средняя или сильная, в сертификате оценки также указывается цвет флуоресценции.
* Исследования показывают, что флуоресценция не влияет на структурную целостность бриллианта и в большинстве случаев не оказывает заметного влияния на его внешний вид.
Главное изображение: кольцо Disco из 18-каратного розового золота с сильно флуоресцирующим бриллиантом весом 2,53 карата и шпинелями от Cora Sheibani.
С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://jewelryconnoisseur.net/aglow-with-promise-fluorescent-diamonds/