Неизвестная за пределами круга специалистов, группа компаний Taché из Антверпена пользуется большим уважением в мире бриллиантов и ювелирных изделий.

Семья диамантеров Таше начала ювелирный бизнес в Дамаске, Сирия, в начале XX века, переехав в Антверпен в 1950-х годах.
Менее чем за три поколения Taché стала всемирно признанной группой, деятельность которой разделена на три отдела. Один занимается мелкими бриллиантами, поставляя небольшие камни для паве; второй поставляет сертифицированные бриллианты до трех карат, а третий основной отдел специализируется на редких исключительных бриллиантах весом более трех карат.
Taché — это имя, знакомое всем в алмазном бизнесе. У горнодобывающих компаний есть свой язык, у ювелиров — свой, а Taché — мост между ними. Благодаря своей репутации и опыту Taché может приобретать такие редкие необработанные алмазы, как 342-каратный Queen of Kalahari в 2015 году и 910-каратный Lesotho Legend в 2018 году, на тот момент один из пяти крупнейших алмазов в мире. Оба драгоценных камня дали начало потрясающим ювелирным коллекциям, первая от Chopard, а вторая от Van Cleef & Arpels.
В длинном интервью Жан-Жак Таше, представитель третьего поколения этой семейной фирмы, приоткрывает завесу над своей работой в качестве диамантера, стоящего за самыми исключительными камнями в мире.
Какую роль играет Taché в качестве посредника между рудником и ювелиром?
Штаб-квартира Taché находится в Антверпене, компания была основана в 1957 году. Я принадлежу к третьему поколению семьи, которая приехала в Бельгию из Сирии в 1950-х годах и постепенно перешла от ювелирного производства к торговле алмазами. Сегодняшняя группа компаний Taché занимается различными видами деятельности. Это уважаемый производитель для крупнейших горнодобывающих компаний и ведущих ювелирных домов. Компания является сайтхолдером De Beers уже более 30 лет. De Beers раньше занималась дистрибуцией 80 % алмазов, но на сегодняшнем более фрагментированном рынке эта доля упала до 35 %. Это означает, что теперь мы также работаем с более молодыми горнодобывающими компаниями, которые продают свои камни.

Есть ли шахты, с которыми вы не работаете?
Мы покупаем практически на каждой шахте, которая одобрена и сертифицирована Кимберлийским процессом. Как я уже упоминал ранее, нашим основным бизнесом всегда была торговля полированными алмазами, и это было основным видом деятельности группы в 1960-х и 1970-х годах. С тех пор наша модель изменилась, и мы стали вертикально интегрированным производителем. Мы закупаем необработанные алмазы у горнодобывающих компаний, которые затем полируем и распространяем среди наших клиентов и на рынке. Мы производим подавляющее большинство наших алмазов, однако время от времени мы все еще покупаем ограненные камни у проверенных поставщиков, которые гарантируют их происхождение и прослеживаемость. Таким образом мы можем удовлетворить все требования наших клиентов.
Вам проще покупать необработанные камни, чем ограненные?
Да, потому что необработанный алмаз поставляется с документом, подтверждающим его происхождение, и имеет полную прослеживаемость, поэтому мы знаем, где он был добыт. Когда вы покупаете ограненный алмаз, лучше всего знать, у кого вы покупаете.

Как сайтхолдер вы первым узнаете, что был найден исключительный необработанный алмаз?
Будучи сайтхолдером, вы не получаете доступ к этой информации; ваша репутация дает такое преимущество. Всякий раз, когда вы покупаете исключительный камень у источника, будь то напрямую, через горнодобывающую компанию или у младшего добытчика на аукционе, вы расширяете свой опыт, и ваша репутация растет.
Наша работа заключается в продвижении продукции горнодобывающих компаний среди ведущих ювелирных домов и в оказании им помощи в поиске редких алмазов, которые будут использоваться в знаковых коллекциях ювелирных изделий. Возможность сопровождать выдающийся камень на всем пути от рудника до его превращения в прекрасные драгоценности делает вас партнером по выбору. Например, когда горнодобывающая компания добывает исключительный необработанный камень, она приглашает трех или четырех диамантеров осмотреть его и сделать предложение. Taché обычно является одним из них, потому что компания уже сотрудничала в широко разрекламированных проектах и потому что она поддерживает тесные отношения с ведущими ювелирными домами.
Что происходит после того, как вы посмотрели необработанный камень?
Вам всегда следует отводить две-три недели на просмотр. Это время, которое требуется нам, чтобы осмотреть необработанный алмаз, вернуться, посмотреть на него еще раз, прежде чем сделать предложение. За это время мы поговорим с несколькими потенциальными клиентами. Некоторые могут проявить интерес, однако редко кто-то берет на себя обязательство купить необработанный камень заранее. Затем всегда есть последний барьер в виде цены. Камень будет продан тому, кто предложит самую высокую цену, поэтому даже при поддержке крупного ювелирного дома нет гарантии, что мы победим.

Купили бы вы необработанный камень, не заручившись сначала потенциальным интересом ювелира?
Если это действительно исключительный камень, мы пойдем на риск и сделаем предложение. Мы работаем на основе предположения, что ювелиры должны увидеть и физически подержать камень, чтобы представить, как они могут включить его в свои коллекции.
Какое самое крупное приобретение вы когда-либо делали, не имея покупателя наготове?
В марте 2018 года мы приобрели 910-каратный Lesotho Legend, один из крупнейших необработанных алмазов, без поддержки ювелира. Мы сделали что-то очень необычное и решили показать его на Baselworld. Это был первый раз, когда кто-либо выставлял большой необработанный камень. И это был действительно впечатляющий бриллиант, не похожий ни на один из тех, что мы когда-либо видели или держали в руках. К нам приезжали представители всех крупных ювелирных домов, включая Van Cleef & Arpels, которые в конечном итоге купили камень. Генеральный директор в то время хотел создать уникальную коллекцию вокруг этого единственного необработанного алмаза. Он попросил нас начать его анализ, отсканировать и показать ему план полировки. Это было замечательное сотрудничество, в котором обе стороны объединили свои знания и опыт. Наш анализ камня должен был учитывать такие факторы, как предпочтения клиента, ограничения, формы, которые ему нравились или не нравились. Это была прекрасно спланированная партитура, сыгранная до совершенства.

Каков был ваш приоритет при огранке этого 910-каратного необработанного алмаза? Получить как можно больше карат?
Нет, у нас была другая цель. Мы искали решение, которое удовлетворило бы нашего клиента и дало бы камни, которые соответствуют его критериям и вкусам, в его предпочтительных формах. Мы могли бы использовать больше необработанного камня, если бы выбрали другие формы, но мы работали в этом направлении.
Taché — диамантер ведущих ювелирных домов. Часть 2
Источник информационного материала и иллюстраций: https://www.europastarjewellery.com/jewellery-highlights/tache-diamantaire-to-the-leading-jewellery-houses.html