Эта книга посвящена изысканным головным украшениям парижского ювелирного Дома.
Французский Дом Chaumet обрел аристократическую клиентуру после того, как ювелир Мари-Этьен Нито основал его в 1780 году. Известный в то время как Nitot & Fils, он приобрел еще большую известность, когда стал королевским ювелиром императрицы Жозефины. В прекрасно иллюстрированной книге «Chaumet Tiaras: Divine Jewels» авторы Клэр Филлипс и Наташа Фрейзер-Кавассони подчеркивают тесную связь парижского ювелира с этими украшенными драгоценными камнями символами власти и престижа, которые украшали головы королевских особ.
«Историческая и длительная преданность Chaumet тиарам – это увлекательный и важный аспект истории ювелирного искусства», – говорит Филлипс, куратор отдела скульптуры, металлических изделий, керамики и стекла Музея Виктории и Альберта в Лондоне.
В книге, содержащей более 200 иллюстраций, представлена подборка уникальных диадем, созданных Домом за почти 250 лет. По словам Филлипс, они распределены по темам, отражающим основные источники вдохновения: «Природа», «Небо», «Графические линии», «Архитектура» и «Власть». Такое расположение позволило сгруппировать диадемы разных лет, включая современные.
Эволюция стиля
Как и другие модные аксессуары, диадемы повторяли ювелирные тенденции эпохи – будь то неоклассицизм или натурализм, ностальгия романтического периода, импозантные стили середины и конца 19 века, нежные узоры Belle Époque или самобытность ар-деко и модерна. По мере совершенствования ремесла росла и изысканность тиар.
По словам Филлипс, эти гламурные головные уборы отличает от других украшений для волос «их завершенность – то, как они обрамляют лицо и охватывают голову. Из всех драгоценностей они оказывают самое определяющее влияние на внешность женщины. Украшение для волос может придать интерес красивой прическе, но в случае с тиарой… прическа вторична по отношению к драгоценности».
«Chaumet всегда изготавливал свои диадемы из драгоценных материалов, – продолжает она, – чаще всего из бриллиантов, возможно, с добавлением одного цвета, например, рубинов, сапфиров, изумрудов или жемчуга. По велению моды [компания] добавляла камеи и инталии для создания неоклассического образа или более необычные цветные драгоценные камни и эмаль, когда натурализм был на пике популярности. До появления платины было принято оправлять цветные камни в золото, а бриллианты – в серебро с золотой подложкой».
Диадема из платины и бриллиантов, заказ мадам Анри де Вендель, дизайн Жозефа Шоме, 1905 год (изображение: Albion Art Jewellery Institute):
Королевские связи
Диадемы исторически символизировали как королевскую власть, так и социальный статус. Одна из причин, объясняет Филлипс, заключается в том, что они менее формальны, чем корона, «но все же в высшей степени царственны».
По словам Фрейзер-Кавассони, парижской писательницы, журналистки и эксперта по предметам роскоши, значение тиары как модного аксессуара можно проследить со времен Жозефины в начале 19 века. Императрица была, по ее словам, «иконой стиля, которая сделала диадему актуальной».
Отмечая историческую сквозную линию, Фрейзер-Кавассони указывает, что «дочь Жозефины вышла замуж за представителя голландской королевской семьи, а ее внучка Жозефина стала королевой Швеции. Когда в июне 2010 года шведская принцесса Виктория выходила замуж, она надела тиару, унаследованную от императрицы Жозефины. Это была изысканная и сложная тиара с камеями, созданная компанией Nitot».
На самом деле, Жозефина была одной из трех французских императриц, носивших диадемы от Chaumet, отмечает автор; двумя другими были вторая жена Наполеона, Мария-Луиза, и Евгения, жена Наполеона III.
Диадемы Joséphine Aigrette Impériale, из белого золота с культивированным жемчугом и бриллиантами (вверху), из белого золота с рубинами и бриллиантами (в центре), из белого золота с бриллиантами (внизу), 2018 год (изображение: Simone Cavadini – Talent & Partner / IIIRD Man):
Новый интерес
Возродить интерес к тиаре помогла герцогиня Кембриджская Кейт Миддлтон, отмечает Фрейзер-Кавассони. «Она носит их великолепно, как и все остальные молодые европейские королевы».
Одной из причин современной привлекательности тиар, по словам автора, является то, что новые тиары от Chaumet являются трансформируемыми, «позволяя адаптировать их к стилю жизни клиента». Например, тиару, купленную для особого случая, такого как свадьба, можно разделить на части и носить как ожерелье, пару браслетов или брошь».
Богатый архив этих головных уборов компании, добавляет Филлипс, «блестяще документирует ее историю и дает новое вдохновение для будущего».
Главное изображение: Диадема Firmament Apollinien из белого золота с бриллиантами и сапфирами из коллекции La Nature de Chaumet, 2016 год (изображение: Chaumet).
С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://jewelryconnoisseur.net/chaumet-tiaras-divine-jewels/