Поскольку его так сложно огранить, обычно мы видим опал в форме простого кабошона. Тем не менее, в переливающейся радуге его отражений можно нафантазировать и увидеть самые разные вещи: стрекоз, павлинов, мрачную красоту светящихся в темноте волн (биолюминесценция).
Резьба по опалу похожа на попытку создать витраж. Сам материал похож на стекло – хрупкий и непредсказуемый, а его цвет – это его слава. Скульптор должен позволить камню диктовать форму. Чтобы взяться за дело, нужен художник определенного типа: не только искусный в трехмерной форме, но и обладающий бесконечным терпением и вкусом к жизни на грани. Одна трещина – и нет вашего времени и инвестиций.
Работать с опалом – такая авантюра.
Анджела Конти, ювелир
Конти занимается резьбой по опалу вместе с Даниэлой Л’Аббат. Хотя они не первые, кто овладел этим видом искусства, женщины-гранильщики оказались особенно искусными мастерами.
«Резьба по опалу, солнечному камню или другим разноцветным камням – это как вязать свитер, – сказал однажды художник по драгоценным камням Роберт Чаплин. – Вы можете сделать цветной или текстурный узор. Если вы создаете узоры текстуры, то не хотите, чтобы цвет мешал этому». Но опал будет прерывать вас краской на каждом шагу.
Недаром резной опал так редко встречается в украшениях. Тем не менее, на аукционах появилось несколько удивительных экземпляров, произведенных за последние 150 лет.
Одним из первых мастеров этого вида искусства был немецкий резчик Вильгельм Шмидт (1845–1938).
«Опаловые камеи были неизвестны в 19 веке. Шмидт изобрел новую технику», – написала Гертруда Зайдманн в своей книге 1988 года Wilhelm Schmidt: The Last Neo-classical Gem-Engraver («Вильгельм Шмидт: последний неоклассический гравер по драгоценным камням»). Вместо того чтобы вырезать всю камею из драгоценного опала, он использовал грубую болванку с тонким слоем драгоценного опала, покрывающего матрицу, точно так же, как контрастные слои агатов традиционно использовались в камее, чтобы выделить фон.
Шмидт родился в 1835 году в немецком городе Идар-Оберштайне. Он начал обучаться искусству резьбы по камео в 15 лет. Поселившись в Лондоне, он гравировал камеи из кварца, сардоникса, яшмы, лабрадорита и лунного камня, но стал известен благодаря своему весьма необычному увлечению – резьбе по опаловой матрице. Эта причуда способствовала тому, что его имя осталось в истории. Несмотря на то что Шмидт работал с лучшими ювелирами своего времени, включая Джона Брогдена и Гильяно, он никогда ничего не подписывал. Приписываемые ему камеи сейчас находятся в Британском музее и Музее естественной истории в Лондоне.
Вслед за ним другой немецкий резчик Вильгельм Лукас фон Кранах (1865–1918) тоже занялся резьбой по опалу, сделав себе имя в гораздо менее классическом стиле.
Фон Кранах воспользовался увлечением опалами в Европе на рубеже веков, когда модерн стал популярным. В то время как большинство немцев работали в геометрическом стиле модерн, фон Кранах, портретист и пейзажист, был увлечен мистическим символизмом и женскими образами парижской школы под руководством Рене Лалика. Но в отличие от неземных созданий, которых создавали французские ювелиры, женщины Кранаха были сильными и грозными, как Медуза, появившаяся в галерее Тадема.
Вы можете увидеть влияние украшений в стиле модерн на работы современного дизайнера Анджелы Конти в плавных линиях и акценте на красоту природы. Она сама занимается резьбой по камню и создает очень органичные украшения. В ее случае опал абсолютно определяет дизайн, и это часть ее творческого пути.
Несмотря на то что она вырезала и установила множество видов драгоценных камней, опал стал ее визитной карточкой, как и у Шмидта более века назад. Вы не встретите много дизайнеров, которые полностью вручную создают свои украшения.
«Я всегда любила опал, – говорит Конти. – Работать с ним не так уж сложно, но у него есть свои проблемы». Вначале она обратилась к эксперту по опалам Полу Даунингу, который «очень щедро» поделился с ней информацией.
«Выбор исходного сырья с самого начала был настоящим испытанием, – признается она. – Работать с опалом – такая авантюра, этот камень не дает вам никаких гарантий. Необработанный материал может быть покрыт ямками. Вы можете увидеть прожилку по краю, но не знаете, куда она идет». Затем возникает проблема настройки тонкой резьбы так, чтобы украшение действительно можно было носить. «Структура должна быть достаточно прочной, чтобы защитить опал, поэтому я стараюсь нанести на нее достаточно золота, – говорит Конти. – Но мне нравится работать именно так: трехмерно, цельно и плавно».
С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://thejewelryloupe.com/a-short-history-the-delicate-art-of-carved-opal-jewels/