Азия – обширная территория, на которой проживает много народностей: китайцы, индийцы, пакистанцы, иранцы, турки, туркмены и т.д. У каждого этноса свои особенности культуры и быта, отличаются технологии ювелирного искусства. Есть и сходство – общие признаки, по которым азиатские украшения можно отличить от европейских и африканских.
История развития ювелирной отрасли в Азии
Азия условно делится на три части: центральную, восточную и юго-западную (Ближний Восток). Последняя граничит с Африкой и служит основным путем соединения континентов. Исторически сложилось так, что культура в этом регионе наиболее разнообразная, поскольку ее обогащали многочисленные кочевники и торговцы. Примерно также ситуация обстоит с центральными странами. В государствах Восточной Азии цивилизации более самобытные, поскольку они развивались в изолированной среде.
Во всех трех частях украшениям придавалось мистическое значение
Люди верили, что некоторые камни и символы имеют магические свойства, могут служить талисманом и оберегом от злых сил. На этот критерий влияла и форма. Поэтому в азиатском стиле есть много изделий в виде фруктов, растений, животных, небесных светил и многочисленных сакральных знаков.
Интересно, что основная часть населения неевропейской половины Евразии исповедует ислам, а эта религия всячески порицает любые проявления магии.
Тем не менее, даже камни восточными ювелирами выбирались в первую очередь по мистическим характеристикам, а затем только по внешним. Для изготовления украшения чаще всего использовались такие самоцветы:
- бирюза;
- коралл;
- сердолик;
- янтарь;
- лазурит;
- бирюза;
- рубин;
- изумруд.
Камнями инкрустировали перстни, браслеты и кулоны, из них делали бусы.
По цветовому оформлению в юго-западной Азии преобладали красные и синие оттенки
Опять же, это объясняется мистической подоплекой:
- красный цвет служит символом жизненной активности и обеспечивает защиту от злых духов;
- сине-голубая расцветка символизирует воду и небо, т.е. силы природы.
Дополнительно добавляли другие цвета: желтый, зеленый, белый, черный. Но почти всегда им отводились второстепенные роли. В ближневосточных изделиях часто использовались не только разноцветные камни, но и цветная эмаль.
Мотивы и символы азиатских украшений
Один из преобладающих символов – око. Традиция декорировать вещи изображениями глаза пошла из Древнего Египта, постепенно распространяясь и на юго-западные страны Евразии. У арабского населения для ока есть специальное название – айн-аль-хасад. Считалось, что этот символ обеспечивает надежную защиту от сглазов. Другой популярный мотив южноазиатских украшений – рука Фатимы (ладонь с пятью пальцами).
Изображения животных и насекомых несли защитную функцию. Амулеты со скорпионами, жуками-скарабеями и прочей живностью должны были защищать человека.
Рыбы и птицы в эту категорию не входили, они изображались в положительном контексте.
Изначально их почитали как родоначальников и защитников, это были тотемы. Позднее их стали обожествлять, приписывать магическую силу. Птица считалась одним из наиболее благоприятных знаков, сулящих богатство, плодородие, семейное счастье и гармонию в жизни. У некоторых народов она была символом власти.
Изображения солнца, луны и звезд тоже нередко становились центральным элементом декора. Выбор древних ювелиров и в этом случае продиктован суевериями. Считалось, что небесные светила привносят в жизнь радость и достаток. Позже в арабских странах мистический аспект был вытеснен религиозным – полумесяц стал одним из главных символов ислама.
Чем выделяется дизайн ювелирных изделий Азии?
Самая выразительная общая черта азиатских народов – сакральные мотивы и серебро в качестве преобладающего материала. Особенности дизайна у каждого народа свои, как и технологии изготовления. Они продиктованы историческим фактором – многие древние мотивы и способы декора сохранились по сей день и продолжают использоваться при создании современных украшений.
- В Йемене наибольшее распространение получили украшения нестандартной формы, напоминающие сложную архитектуру. Их поверхность украшают зернью и филигранью. Йеменские кольца и браслеты массивны, почти все они имеют дополнительные элементы: цепочки, подвески, бубенчики и т.д.
- В Средней Азии часто можно встретить декоративные изделия для головы: налобные, накосные, височные и т.д. Это объемные вещи, что-то вроде кокошников. Они обязательно снабжаются подвесками, лентами, цепочками, куполами или другими дополнительными элементами.
- В Узбекских украшениях сохранились элементы древней религии – зороастризма. К примеру, височно-налобное ожерелье с поэтическим названием «бодом ой» (миндальная луна) имеет прямые отсылки к одной из зороастрийских богинь. Также в Узбекистане широко распространены нагрудные украшения: тавк, хафабанд и пр. Эти предметы выполняют двойную функцию: декоративную и оберегающую.
- У туркменских, казахских и некоторых других народов ювелирные изделия напоминают доспехи. Широкие металлические браслеты, внушительных размеров диски и пекторали для груди, массивные головные уборы, имеющие сходство со шлемом и т.д. Интересно, что носят всю эту «амуницию» преимущественно женщины. В Туркменистане особая роль отведена металлическим пластинам с линеарным орнаментом, который наносится с помощью чеканки или просечки.
- Традиционные афганские украшения изготавливаются из серебра или неблагородных металлов, инкрустируются чаще всего лазуритом и сердоликом. Женщины Афганистана носят серьги, кольца, браслеты, бусы из монеток и прочих необычных материалов. В арсенале местных дам также есть нашейные гривны и повязки-чокеры, украшения для головы. Многие из них передаются через поколения как фамильная драгоценность.
Некоторые виды украшений настолько самобытны, что встречаются только у одной национальности
Подвеска асык, к примеру, изготавливается только в Туркмении. Она отличается красивой сложной формой и оригинальным декоративным оформлением с филигранью, чеканным узором и финишной позолотой.
Особняком стоят украшения восточной Азии. Китай, Япония Монголия и другие страны этой части света, по сути, расположены «на задворках» материка. На них не оказывали большое влияние кочевники и торговцы, проходящие транзитом. Поэтому у каждого государства культура самобытная и не похожая на соседскую.
В Китае тяготеют к вещам из золота высокой пробы. Их редко украшают драгоценными и полудрагоценными камнями. Исключение – нефрит, который считается главным камнем-талисманом страны. В то время как японцы ничего не имеют против ювелирных самоцветов и щедро усыпают ими свои изделия.
Обширная территория, различные национальности и история сильно повлияли на традиции изготовления и ношения восточных украшений. Но именно благодаря этим характеристикам азиатские изделия имеют «самобытный характер», который сильно отличается от европейского.