Азия – обширная территория, на которой проживает много народностей: китайцы, индийцы, пакистанцы, иранцы, турки, туркмены и т.д. У каждого этноса свои особенности культуры и быта, отличаются технологии ювелирного искусства. Есть и сходство – общие признаки, по которым азиатские украшения можно отличить от европейских и африканских.

История развития ювелирной отрасли в Азии

образ в азиатском стиле

Азия условно делится на три части: центральную, восточную и юго-западную (Ближний Восток). Последняя граничит с Африкой и служит основным путем соединения континентов. Исторически сложилось так, что культура в этом регионе наиболее разнообразная, поскольку ее обогащали многочисленные кочевники и торговцы. Примерно также ситуация обстоит с центральными странами. В государствах Восточной Азии цивилизации более самобытные, поскольку они развивались в изолированной среде.

Во всех трех частях украшениям придавалось мистическое значение

Люди верили, что некоторые камни и символы имеют магические свойства, могут служить талисманом и оберегом от злых сил. На этот критерий влияла и форма. Поэтому в азиатском стиле есть много изделий в виде фруктов, растений, животных, небесных светил и многочисленных сакральных знаков.

Интересно, что основная часть населения неевропейской половины Евразии исповедует ислам, а эта религия всячески порицает любые проявления магии.

украшения с красными камнями

Тем не менее, даже камни восточными ювелирами выбирались в первую очередь по мистическим характеристикам, а затем только по внешним. Для изготовления украшения чаще всего использовались такие самоцветы:

Камнями инкрустировали перстни, браслеты и кулоны, из них делали бусы.

По цветовому оформлению в юго-западной Азии преобладали красные и синие оттенки

Опять же, это объясняется мистической подоплекой:

Дополнительно добавляли другие цвета: желтый, зеленый, белый, черный. Но почти всегда им отводились второстепенные роли. В ближневосточных изделиях часто использовались не только разноцветные камни, но и цветная эмаль.

Мотивы и символы азиатских украшений

рука Фатимы

Один из преобладающих символов – око. Традиция декорировать вещи изображениями глаза пошла из Древнего Египта, постепенно распространяясь и на юго-западные страны Евразии. У арабского населения для ока есть специальное название – айн-аль-хасад. Считалось, что этот символ обеспечивает надежную защиту от сглазов. Другой популярный мотив южноазиатских украшений – рука Фатимы (ладонь с пятью пальцами).

Изображения животных и насекомых несли защитную функцию. Амулеты со скорпионами, жуками-скарабеями и прочей живностью должны были защищать человека.

Рыбы и птицы в эту категорию не входили, они изображались в положительном контексте.

Изначально их почитали как родоначальников и защитников, это были тотемы. Позднее их стали обожествлять, приписывать магическую силу. Птица считалась одним из наиболее благоприятных знаков, сулящих богатство, плодородие, семейное счастье и гармонию в жизни. У некоторых народов она была символом власти. 

фото азиатки

Изображения солнца, луны и звезд тоже нередко становились центральным элементом декора. Выбор древних ювелиров и в этом случае продиктован суевериями. Считалось, что небесные светила привносят в жизнь радость и достаток. Позже в арабских странах мистический аспект был вытеснен религиозным – полумесяц стал одним из главных символов ислама.

Чем выделяется дизайн ювелирных изделий Азии?

Самая выразительная общая черта азиатских народов – сакральные мотивы и серебро в качестве преобладающего материала. Особенности дизайна у каждого народа свои, как и технологии изготовления. Они продиктованы историческим фактором – многие древние мотивы и способы декора сохранились по сей день и продолжают использоваться при создании современных украшений.

туркменские украшения

Некоторые виды украшений настолько самобытны, что встречаются только у одной национальности

девушка из Азии

Подвеска асык, к примеру, изготавливается только в Туркмении. Она отличается красивой сложной формой и оригинальным декоративным оформлением с филигранью, чеканным узором и финишной позолотой.

Особняком стоят украшения восточной Азии. Китай, Япония Монголия и другие страны этой части света, по сути, расположены «на задворках» материка. На них не оказывали большое влияние кочевники и торговцы, проходящие транзитом. Поэтому у каждого государства культура самобытная и не похожая на соседскую.

В Китае тяготеют к вещам из золота высокой пробы. Их редко украшают драгоценными и полудрагоценными камнями. Исключение – нефрит, который считается главным камнем-талисманом страны. В то время как японцы ничего не имеют против ювелирных самоцветов и щедро усыпают ими свои изделия.

Обширная территория, различные национальности и история сильно повлияли на традиции изготовления и ношения восточных украшений. Но именно благодаря этим характеристикам азиатские изделия имеют «самобытный характер», который сильно отличается от европейского.