Коллекционеры говорят, что реликварии, сделанные из всего, что было под рукой у ремесленника, часто упускаются из виду при изучении искусства колониальной эпохи.

Реликварий из Мексики XIX века. Эти предметы искусства, состоящие из изображений религиозных деятелей, помещенных в металлические рамки под стеклом, впервые приобрели популярность в средневековой Европе (Adria Malcolm for The New York Times):

Традиционные религиозные подвески Латинской Америки, ч. 1

Марта Дж. Иган десятилетиями ходила по рынкам и антикварным магазинам Латинской Америки в поисках редких детализированных подвесок, называемых реликвариями.

В результате этой охоты она собрала более 400 таких реликвариев и написала две книги о том, что, по ее мнению, является недооцененным жанром религиозного искусства, созданного во времена испанской колонизации Нового Света.

Конечно, «в колониальную эпоху было не так много искусства, которое не было бы религиозным», говорит 78-летняя Иган, получившая степень бакалавра по истории Латинской Америки.

Как правило, эти изделия (иногда их называют медальонами или миниатюрами) представляли собой подвески с нарисованными, вырезанными или напечатанными изображениями любимых святых или Девы Марии на обеих сторонах, вставленные в металлические рамки под стеклом. Изготовленные для людей разных социальных и экономических классов, некоторые реликварии были простыми, а другие – искусно украшенными; их создатели обычно оставались анонимными.

Возможно, потому что эти предметы носили как личное выражение набожности, они в основном оставались незамеченными, говорит Иган.

«Искусствоведы их совершенно не замечают», – сказала она во время интервью в Casa Perea Art Space, помещении XIX века, принадлежащем ей в Корралесе, штат Нью-Мексико, деревне неподалеку от Альбукерке. В здании также находится ее магазин народного искусства Pachamama, который открылся 50 лет назад и торгует изделиями ручной работы из Латинской Америки, в основном Мексики, Перу и Боливии.

Небольшой, но важный

Слово relicario (реликварий) традиционно использовалось для обозначения любой емкости для реликвий, таких как частицы креста Иисуса, фрагменты костей или кусочки ткани, которые, как считается, связаны со святыми или другими религиозными деятелями. Такие религиозные украшения, в том числе медальоны, были популярны в некоторых частях средневековой Европы.

Два золотых реликвария в Casa Perea Art Space в Корралесе, штат Нью-Мексико. Один (слева) – боливийский экземпляр XIX века с изображением Девы Марии; другой – испанский реликварий XVIII века с двумя ангелами (Adria Malcolm for The New York Times):

Во времена испанского колониального периода, который начался в конце XV века и продолжался более 300 лет, в Америку было доставлено большое количество реликвий. Но, по словам Иган, большинство из них предназначалось для римско-католических церквей, которые строились в рамках усилий по обращению коренного населения в христианство.

В результате некоторые жители Нового Света стали создавать или заказывать подвески, которые не содержали мощей, но все равно считались реликвариями, как описала Иган в своих книгах «Реликварии: Забытые драгоценности Латинской Америки» (2020) и «Реликварии: Религиозные миниатюры из Северной и Южной Америки» (1993).

Габриэла Санчес Рейес, искусствовед, имеющая степень доктора социальных наук и работающая в Национальном институте антропологии и истории Мексики, сказала в видеоинтервью, что исследования реликвариев, как правило, сосредоточены на крупных предметах, таких как богато украшенные серебряные сосуды из церквей. Но работа Иган, по ее словам, «заставила нас обратить внимание на маленький предмет, который имеет свои важные особенности, свои художественные достоинства и говорит нам о набожности эпохи».

Доктор Санчес Рейес отметила, что лишь немногие исследователи в Мексике писали об этих подвесках, и что первая книга Иган о реликвариях вызвала у нее интерес около 25 лет назад, что побудило ее включить главу о них в свою магистерскую диссертацию.

Марта Дж. Иган в Casa Perea Art Space в Корралесе, штат Нью-Мексико. Она собирает реликварии уже несколько десятилетий (Adria Malcolm for The New York Times):

Продолжение следует…

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.nytimes.com/2024/06/28/fashion/latin-america-relicarios-devotional-pendants.html