Ювелирное дело

Традиционные религиозные подвески Латинской Америки, ч. 2

Здесь вы найдете продолжение статьи о традициях изготовления подвесок с религиозными мотивами в Латинской Америке.

Реликварии из коллекции Иган в Casa Perea Art Space. Подвески начали появляться в Америке во времена испанского колониального периода (Adria Malcolm for The New York Times):

Однако такие подвески есть во многих музеях мира. В Мехико, например, Национальный исторический музей в замке Чапультепек и Музей Соумайя имеют две самые примечательные коллекции в стране, говорит доктор Санчес Рейес.

Альфонсо Миранда, директор Музея Соумайя, говорит, что реликварии часто не попадают в музеи, но это не значит, что они забыты. «Семьи продолжают хранить эти реликвии», – сказал он, отметив, что часто они передаются из поколения в поколение.

По его словам, реликварии также могут содержать важную историческую информацию: например, изображение конкретного святого может указывать на то, что в данном географическом районе существовал определенный религиозный орден.

Люсия Абрамович Санчес, младший куратор Музея изящных искусств Бостона, высказала аналогичную точку зрения, отметив, что материалы, из которых изготовлены реликварии, могут дать представление об относительном богатстве их владельца, а изображения святых могут пролить свет на религиозную практику. «Это обогащает наши знания о том, что такое колониальное латиноамериканское искусство, – сказала она. – Это добавляет элемент индивидуальности».

Доктор Абрамович Санчес, имеющая докторскую степень по истории искусства и латиноамериканским исследованиям, говорит, что именно Иган обратила ее внимание на реликварии. Они познакомились в 2019 году, когда доктор Абрамович Санчес работала в Музее искусств Сан-Антонио, а в 2021 году она рецензировала вторую книгу Иган о реликвариях для научного журнала.

Имеющиеся образцы

В Casa Perea Art Space Иган представила образцы своих реликвариев, некоторые из них настолько тонко детализированы, что, по ее словам, художник использовал для нанесения краски что-то вроде лошадиной ресницы. Часть из них были вырезаны из самых разных материалов, таких как орех тагуа из Эквадора, алебастр из Перу и слоновая кость из Азии.

Один из ее медальонов колониальной эпохи из Испании имеет небольшой деревянный крест в центре и фрагменты материала, включенные в остальную часть дизайна. «Вы можете сказать, что это кусочки костей, – сказала Иган без обиняков. – Чьи-то кости. Кто знает?»

Другая подвеска представляет собой гравированный серебряный футляр диаметром около 2,2 дюйма, который можно открыть с одной стороны, чтобы увидеть позолоченный барельеф Девы Марии Копакабаны, одно из бесчисленных изображений Девы Марии, почитаемых в Латинской Америке. Под крышкой на обратной стороне находится изображение святой Розы Лимской, первой, кто родился в Новом Свете и был канонизирован как святой.

Реликварий, в котором осколки образуют центральную часть креста, а вокруг него – кости и другие реликвии, Casa Perea Art Space (Adria Malcolm for The New York Times):

Реликварий с изображением картины коронации Девы Копакабаны. На картине имеется подпись художника, создавшего ее, что является большой редкостью (Adria Malcolm for The New York Times):

Иган говорит, что это произведение было сделано в Перу в 1600-х годах, а его изображения были вылеплены из самодельной пасты, состоящей из картофельного пюре, липкой жидкости, такой как персиковый сок, «и, вероятно, гипса и кто знает, чего еще».

«Люди делают что-то очень важное для себя, – говорит она, – но из того, что у них есть под рукой».

С первых дней завоевания испанцы были впечатлены мастерством ацтекских ремесленников. В своей книге «Забытые драгоценности» Иган приводит цитату из письма, которое Эрнан Кортес написал испанскому королю Карлу V, когда конкистадор укреплял контроль над мексиканско-ацтекской империей.

Кортес сообщал, что попросил Моктесуму, императора ацтеков, чтобы его ремесленники проверили свои навыки в искусстве испанского стиля, и император «приказал им сделать из золота такие вещи, как святые изображения, распятия, медали, украшения и ожерелья, и многие другие наши вещи, и они сделали это так прекрасно, как мы могли объяснить им эти вещи».

«Неугасающий интерес»

Впервые Иган столкнулась с реликвариями в 1970-х годах в антикварном магазине в Лиме, Перу. Продавец, по ее словам, сказал ей, что она покупает двусторонние миниатюрные картины XVIII века в серебряных рамках, но позже Иган узнала, что это подделки.

Тем не менее, она считает, что именно этот дилер зародил в ней, по ее словам, «неугасающий интерес» к реликвариям. Один или два раза в год, отправляясь в Латинскую Америку с целью закупки товаров для своего магазина, Иган дополняла многочасовые библиотечные исследования, которые она проводила дома, расспросами местных ремесленников, историков, музейных хранителей, директоров, дилеров и других экспертов, которых она смогла найти.

 Иган выросла в католической семье в Висконсине, но покинула церковь, когда училась в университете в Мехико. Она все равно продолжала погружаться в религиозные образы реликвариев, «потому что они такие красивые», сказала она, добавив, что понимает, «почему они были важны для людей, почему люди вкладывали в их создание такое невероятное художественное усилие».

Иган изучает мексиканский реликварий XVII века в Casa Perea Art Space. По ее словам, многие люди считали эти предметы амулетами, которые защищали их от бед (Adria Malcolm for The New York Times):

По ее словам, для многих людей реликварии были амулетами, защищающими их от бед, или утешением в трудные времена. С более мирской точки зрения, ношение реликвария могло быть способом гордиться как верой, так и успехом, поскольку религиозные украшения были освобождены от так называемых законов о роскоши, регулирующих показную демонстрацию богатства.

А в некоторых случаях реликварий мог служить своеобразным прикрытием во времена испанской инквизиции, говорит Иган.

В своей последней книге она описала реликварий (которого нет в ее коллекции) из вице-королевства Новая Испания – обширной испанской территории, включавшей современную Мексику, – внутри которого была карточка, «испещренная знаками каббалы и ивритскими письменами, которые, возможно, были намеренно спрятаны в пространстве между двумя католическими изображениями».

Иган отметила, что в конце XVIII и начале XIX веков реликварии стали выходить из употребления в Латинской Америке, отчасти из-за антиклерикальных настроений и растущего движения за независимость, хоть, по ее словам, эта традиция дольше сохранялась вокруг популярных мест религиозного паломничества.

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.nytimes.com/2024/06/28/fashion/latin-america-relicarios-devotional-pendants.html

Выйти из мобильной версии