Репродукция ожерелья из 24-каратного золота, которая сейчас выставлена в Париже, была изготовлена с использованием тех же техник, что и оригинал более 2 500 лет назад.
Репродукция торка из Монтанса. Колье из 24-каратного золота повторяет жесткое шейное кольцо-обруч, которое носили галлы, кельтский народ, живший на территории современной Франции (Benjamin Chelly):
Когда Антуан Легуи впервые увидел торк из Монтанса – сложное колье из цельного 24-каратного золота, которому более 2 500 лет, – он подумал: «Вау».
По словам Легуи, который был признан французским правительством одним из лучших ювелиров и чеканщиков в стране, специалистов по украшению металлов рельефными узорами, это «очень, очень, очень прекрасный пример» того, что могли делать ремесленники во втором железном веке. «Я понял, насколько они хороши».
Его попытка воспроизвести древнее ожерелье – в сотрудничестве с Национальным археологическим музеем Франции, Van Cleef & Arpels и школой ювелирного искусства L’École – стала темой выставки «Воссоздавая жест», которая продлится в парижской школе до 21 сентября.
Технически ожерелье представляет собой торк, жесткое шейное кольцо, которое в данном случае имело диаметр 11 сантиметров (4,3 дюйма) и которое носили галлы, кельтский народ, живший на территории современной Франции. Обнаруженный в 1843 году в южном французском городке Монтанс, он был признан редким и сложным примером того, что археологи называют «растительным стилем», когда каждый конец открытого спереди обруча имеет форму цветка, который удобно располагается по обе стороны от ключицы его владельца.
По словам директора археологического центра Монтанса Фани Мори, исследователи не знали, как было изготовлено это ювелирное изделие. Итак, десять лет назад центр Монтанса и Национальный центр научных исследований (C.N.R.S.) в Париже начали пытаться воспроизвести его, чтобы ответить на этот вопрос.
После некоторой паузы проект был возобновлен в 2022 году L’École в рамках проекта экспериментальной археологии: реконструкция древних изделий с использованием тех же техник и инструментов, которые первоначально использовались в них.
«Цель состояла в том, чтобы мыслить и действовать фактически также, как галльские ювелиры», – сказал Легуи. Хотя они знали, что торк был сделан из золотых листов, в испытаниях Легуи, когда использовались серебро и медь, листы быстро рвались.
Как только Легуи определил процесс изготовления, он всего за четыре месяца изготовил две копии торка из 24-каратного золота (Guillaume Levelu/Guil Photographie):
Прорыв произошел, когда один из археологов Национального центра научных исследований рассказал Легуи о могиле ювелира железного века, которая была раскопана в Испании. По словам Легуи, ремесленник был похоронен вместе со своими инструментами, в том числе с материалом, похожим на смолу, «сравнимым со смолой для чеканки, которую используют ювелиры сегодня». Это могло служить буфером между золотом и формой для чеканки и удерживать золото на месте.
Первоначально Легуи потратил 1,5 года на подготовку и эксперименты, но как только он разобрался с процессом, всего за четыре месяца он изготовил две копии торка из 24-каратного золота. «По форме и весу мы действительно близки к оригиналу», – сказал он.
Одна из репродукций представлена на выставке L’Ecole, вход на которую бесплатный по заранее забронированным билетам, которые можно приобрести на сайте школы. С 24 по 30 ноября выставка пройдет в рамках мероприятия Van Cleef & Arpels «De Mains en Mains» («Из рук в руки») в Лионе, Франция.
Эммануэль Амио, руководитель исследовательского отдела L’Ecole и куратор выставки, назвала весь проект репродукции образцом сотрудничества между археологами и ремесленниками. «И мне действительно нравится, что другому ювелиру потребовалось так много времени, чтобы сделать это», – сказала она.
С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.nytimes.com/2025/09/03/fashion/jewelry-torque-de-montans-paris.html