История эмали, одного из самых выразительных видов декоративного искусства, уходит корнями в XIII век до нашей эры. На протяжении веков это ремесло использовалось в различных формах по всему миру для украшения всего: от ювелирных изделий и декоративных шкатулок до предметов искусства.
Процесс нанесения эмали включает в себя плавление порошкового стекла на металле и требует опыта в различных ремеслах, включая миниатюрную живопись, обжиг и ювелирное дело, а также глубокого понимания цвета. Это кропотливая работа, но результат настолько захватывающий, что эмали по сей день продолжают украшать ювелирные изделия, часы и предметы искусства.
Ремесленники, как правило, отдают предпочтение технике grand feu (в переводе с французского «большой огонь») как в ювелирном, так и в часовом деле. Этот метод включает в себя нанесение порошкообразного кремнезема непосредственно на поверхность и последующий обжиг его в печи при высокой температуре. Трудоемкий процесс повторяется несколько раз и требует кропотливого внимания для контроля температуры обжига и создания насыщенного глянцевого вида.
Компания De Beers, известная прежде всего своими бриллиантами, недавно использовала эмаль в стиле grand feu для «осенних» изделий своей коллекции Metamorphosis. Длинные мазки огненно-красной и оранжевой эмали дополняли основу изделий из розового золота и придавали бриллиантам дома яркий осенний свет.
Прошлой осенью Buccellati также использовал эмаль наряду с агатом и перламутром, чтобы оживить новые дополнения к своей коллекции Opera Tulle. Здесь также была использована эмаль для создания ярких и глубоких оттенков красного, в данном случае дополняющая исключительную технику tulle, в которой золото украшает замысловатые детали в форме фирменного цветочного мотива дома.
В зависимости от внешнего вида, которого они хотят добиться, мастера могут выбирать из нескольких других техник нанесения эмали, хотя каждый из них требует терпения и тщательной работы. Champlevé обеспечивает высокий контраст, сочетая гравированные узоры, выполненные в технике ювелирного дела, с красочной эмалью. Перегородчатая эмаль — это технически сложное искусство, в котором золотые проволоки сгибают и придают им форму маленьких ячеек, заполненных эмалевой жидкостью. В часовом деле техника flinqué предполагает нанесение полупрозрачной эмали на гильошированную пластину, чтобы сделать цвета под ней более резкими.
В коллекции Panthère de Cartier компания Cartier использует свое мастерство как в ювелирном, так и в часовом деле. Браслеты включают экземпляры из сплава с пятнами черной эмали, напоминающими узор пантеры. В 2023 году часы дома Panthère de Cartier отличались черным лакированным циферблатом и изображением кошачьей музы.
На циферблаты часов, в частности, наносится эмаль посредством миниатюрной живописи. Одной из самых знаменитых художниц эмалевой миниатюрной росписи часов является Анита Порше, швейцарская художница, которую часто просят создать уникальные часы. Ее работы были заказаны швейцарскими производителями часов класса люкс, включая Piaget, Patek Philippe и Vacheron Constantin.
Rolex, возможно, известен созданием культовых спортивных часов, но женевский часовщик не уклоняется от творческого подхода к материалам для своих циферблатов. В прошлом бренд использовал перламутр и метеорит в циферблатах своих часов, но в 2023 году он обратился к искусству эмали для своих часов Oyster Perpetual Jigsaw Day-Date 36. Для создания точного циферблата-головоломки использовалась выемчатая эмаль радужных цветов в игривом дизайне, с ролодексом смайлов вместо даты.
Некоторые дома идут еще дальше, совершенствуя искусство эмали, разрабатывая новые подходы, которые усиливают образность и эмоции в их дизайне.
В этом году на выставке Watches and Wonders компания Van Cleef & Arpels представила новые часы из серии Poetic Complications, циферблат которых выполнен с использованием новой техники эмали.
Использование этих ремесел — один из способов расширения творческого диапазона дизайнеров. Николя Бос, президент и исполнительный директор Van Cleef & Arpels, верит в важность сохранения и развития проверенных временем навыков в отрасли.
«Совершенствуя традиционные техники, такие как гильоширование и эмаль plique-à-jour, нам удалось создать ровные поверхности, похожие на холст художника, а также скульптурные формы в пространстве размером с корпус часов», — сказал он.
Это также шаг вперед в стремлении оставаться на вершине новых стандартов в отрасли. «В наших новых формулах больше не используется свинец, который раньше был стандартным ингредиентом эмали», — добавил Бос.
В этом году дом продемонстрировал свою новую технику эмали façonné в часах Lady Arpels Jour Enchanté, входящих в коллекцию Extraordinary Dials. Для изготовления циферблата эмаль заливается в емкость из нержавеющей стали, ей придается объемная форма, а затем она покрывается глазурью при низкой температуре, чтобы предотвратить разрушение. Бриллианты, вставленные в крошечные прозрачные кусочки эмали, придают циферблату еще более изысканный вид.
На основном фото: комплект Metamorphosis Autumn от De Beers.
Источник информационного материала и иллюстраций: https://www.scmp.com/magazines/style/luxury/jewellery/article/3270763/enamelled-jewellery-2024-see-boundary-pushing-designs-revitalising-ancient-art