
Ювелирное дело – это соединение искусства с кропотливой работой. Мастера владеют множеством ювелирных приемов ‒ это и различные способы тонировки поверхности, и создание рисунков на металле, и работа с цветом, с линиями и контуром серег, колец, браслетов. Рассмотрим особенности нескольких уникальных техник: покрытия эмалью, филиграни и инкрустации.
Эмаль

Эмаль, используемая в ювелирном деле, состоит из оксидов металлов, окисей титана и алюминия, борного ангидрида, диоксида кремния. Из них получают легкоплавкое стекло, которое наносят на драгоценные металлы и сплавы.
Хотя это одна из старинных техник, сейчас украшения с эмалью считаются одними из самых модных и стильных. Цветным или черно-белым материалом покрывают женские и мужские аксессуары.
Существует несколько технологий: горячая и холодная, причем первая считается более трудоемкой. Горячая эмаль – это сырье, которое мастер сначала измельчает в порошок, смешивает с водой для получения пасты, а затем вручную наносит на поверхность изделия – и это самая сложная, кропотливая часть, которая требует высокого профессионализма. Затем изделие отправляют в печь, чтобы покрытие застыло. После обжига заготовку шлифуют, а потом снова обжигают – и тогда получается украшение с идеально ровной и гладкой поверхностью.
Таким способом создают настоящие шедевры с причудливыми и затейливыми рисунками: абстрактными, фантазийными, флористическими, анималистическими и даже целыми пейзажами
Работа с холодной эмалью аналогична, только изделие не обжигают, а высушивают при комнатной температуре. Это более простой способ, а потому и готовые изделия стоят гораздо дешевле.
Филигрань
Филигрань – старинная техника, которая считалась традиционной на Руси (тогда ее называли сканью). Это одна из самых изящных и тонких работ. Нити из мягких драгоценных металлов затейливо переплетают, придавая им совершенную форму. В скани используют только золото и серебро, поскольку именно эти мягкие и податливые металлы позволяют мастерам вытягивать их в нити и скручивать в украшения, которые напоминают тончайшие золотые или серебряные кружева. Считается, что скань придумали еще в Древнем Египте, поэтому ее история насчитывает тысячелетия.

На Руси скань стали использовать еще IX веке, причем мастера настолько освоили эту методику, что начали вплетать в металлические кружева драгоценные камни и дерево, покрывали их эмалью. Изделия такой тонкой работы могла себе позволить только знать и церковные служители. Один из самых ярких примеров скани – шапка Мономаха, сплошь покрытая изящными металлическими узорами.
Сейчас, когда в ювелирном деле преобладает массовое производство литых аксессуаров, ручная скань считается эксклюзивной техникой.
Инкрустация
Изделия, инкрустированные камнями, узнают сразу по их сиянию и роскоши. Инкрустация – это создания на серьгах, кольцах, подвесках из благородных металлов бороздок и вставка в них драгоценных камней – бесцветных или цветных. Это может быть один или несколько сияющих самоцветов или сверкающая дорожка из множества миниатюрных камешков. Такой способ создания украшений был придуман в XVIII веке и сейчас остается одним из ведущих. Это сложная, трудоемкая работа, выполняемая вручную.
Мастер должен так подобрать камни и вставить их в украшение, чтобы создать цельную композицию. И размер, и чистота, и оттенки самоцветов должны идеально совпадать
Эти техники позволяют ювелирам создавать серьги, кольца, браслеты, подвески, которые завораживают своей красотой. Несмотря на то, что ювелирное дело постоянно развивается, эмаль, филигрань и инкрустация остаются самыми востребованными техниками создания украшений.