Ювелирное дело

В Финляндии ювелирные изделия рассказывают истории женщин-иммигранток

На выставке представлены совместные работы финских ювелиров и женщин, приехавших в Финляндию из разных стран.

Серьги, кольцо и колье с янтарными бусинами дизайнера Кайсы Вуоринен и Иты Петрика-Линдроос (Irene Sema):

Музейная выставка рассказывает о жизни женщин, иммигрировавших в Финляндию, с помощью ювелирных украшений.

В финском Музее часов и ювелирных изделий «Крууну» 46 экспонатов выставки «Minun Maailmani II» – в переводе «Мой мир II» – являются результатом сотрудничества финских ювелиров и дизайнеров с 16 женщинами, которые приехали в Финляндию из таких стран, как Непал, Кения, Бразилия и Англия. Выставка продлится до 27 апреля и станет второй в серии «Minun Maailmani». В первой, в 2022 году, приняли участие ювелиры, работавшие с жителями Финляндии с ограниченными возможностями.

Один из новых экспонатов – парюра из сочетающихся между собой украшений из янтаря, серебра и 14-каратного золота. Она была разработана ювелиром Кайсой Вуоринен и Итой Петрика-Линдроос, которая переехала в Финляндию из Латвии в 2009 году.

В дизайне каждого изделия использовано несколько полосок серебра или золота, обернутых вокруг янтарной бусины, которая, как написала Вуоринен в электронном письме, символизирует учителей и членов семьи, которые поддерживали Петрика-Линдроос, когда она изучала финский язык, известный своей сложностью в изучении, работала уборщицей и официанткой. Сейчас она работает в сфере управления персоналом, а в 2022 году получила степень магистра делового администрирования.

«Я чувствовала усталость, страх и неуверенность, – написала Петрика-Линдроос в записке, доступ к которой посетители выставки могут получить с помощью QR-кода. – Но что придало мне сил, так это ощущение того, что я нахожусь в правильном месте, в окружении людей, которым я небезразлична».

Браслеты-манжеты Инни Парнанен и Клейбе Томмила были созданы из фанеры, краски и воска (Irene Sema):

Еще один экспонат – набор браслетов-манжет, созданных Инни Парнанен, художницей и дизайнером из Хельсинки, и Клейбе Томмила, эмигрировавшей из Бразилии в 1999 году. Созданные из фанеры, красок и воска, браслеты имеют серый оттенок и немного полупрозрачный вид, напоминающий эту страну во время долгих зим. Этот сезон обе женщины считают сложным.

«Во время наших бесед я поняла, что у нас с ней много общего, несмотря на то что наши культурные корни различны, – написала Парнанен в электронном письме. – Ее путь пересекся с моим».

В выставочных записках Томмила говорится, что она ценит многие аспекты финской жизни, но сталкивалась с дискриминацией на работе из-за своего возраста и происхождения, а также считает, что Финляндия «была бы лучшим местом для жизни, если бы там было больше терпимости и инклюзивности по отношению к разнообразию».

Директор музея Эсси Пуллинен рассказала, что женщин набирали через Vaestoliitto, организацию по планированию и поддержке семьи, и в случайном порядке подбирали им ювелиров. По ее словам, на создание выставочной серии ее вдохновило глобальное движение #MeToo: «Инклюзия, участие и равенство – очень важные вопросы для нас и вообще для музеев сегодня».

Однако выставка была организована в тот момент, когда финские власти ужесточают иммиграционное законодательство и одновременно выражают обеспокоенность по поводу привлечения и удержания талантливых и квалифицированных работников из-за рубежа. Недавний опрос иностранных работников в 53 странах поставил страну на последнее место по перспективам карьерного роста.

Ожерелье Сусаны Корне и Бахар Моззафари из серебра и золота с гранатом в центре подвески (Irene Sema):

Большинство женщин, многие из которых имели университетские степени и оставили процветающую карьеру, чтобы приехать в Финляндию, написали в своих выставочных записках, что ценят спокойствие, безопасность и стабильность этой страны. Но некоторые из них описали чувство изоляции, одиночества и депрессии. А некоторые выразили разочарование тем, что, несмотря на знание финского языка, они получили мало откликов на сотни заявлений о приеме на работу.

Некоторые, однако, говорили о своем переезде совсем по-другому. Бахар Моззафари, которая покинула Иран, спасаясь от преследований как активистка движения за права женщин, и Сусана Корне, дизайнер ювелирных украшений, работали над дизайном ожерелья с подвеской в виде звезды, украшенной гранатом.

«Будь то совместные трапезы, поездки на природу или уютные вечера дома, каждый момент наполнен любовью и чувством принадлежности», – написала она в своих выставочных заметках о жизни в Финляндии, добавив, что такие моменты напоминают ей о том, «почему она выбрала свой путь и что действительно важно в жизни».

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.nytimes.com/2024/11/28/fashion/jewelry-immigrant-women-exhibition-finland.html

Выйти из мобильной версии