Кинцуги, японское искусство починки керамики, вдохновляет дизайнеров по всему миру.
Итальянский ювелирный бренд Pomellato сотрудничает с Майей Хигучи, художницей из Токио, которая применяет свои навыки традиционной японской техники кинцуги к драгоценным камням:
Винченцо Кастальдо, креативный директор итальянского ювелирного бренда Pomellato, говорит, что раньше он называл драгоценные камни, которые ломались во время производства, «невезучими». Но в прошлом году несколько таких экземпляров изменили судьбу, став объектом коллекции, подчеркивающей их несовершенство.
Во время поездки в Японию в 2019 году Кастальдо предложил сотрудничество Майе Хигучи, токийскому эксперту по искусству кинцуги, применить ее навыки к драгоценным камням. Кинцуги – это традиционная японская техника, при которой расколотая керамика покрывается лаком, изготовленным из сока дерева уруси, а затем трещины подчеркиваются порошковым золотом или другими драгоценными металлами.
Pomellato – один из нескольких брендов, которые взяли на вооружение элементы этого процесса и перенесли их в категорию ювелирных изделий. В коллекции Kintsugi, вышедшей в начале прошлого года, были представлены поврежденные кахолонги – опалы молочно-белого цвета, которые Хигучи отремонтировала, добавив 24-каратное золото в те места, где когда-то были трещины. Затем камни были вставлены в массивные коктейльные кольца, подвески или серьги.
«Они были сразу же распроданы», – сказал Кастальдо, но сотрудничество продолжилось, поскольку теперь клиенты могут заказывать изделия с камнями, отремонтированными в стиле кинцуги. «Когда мы получаем прототипы в Милане, мы никогда не знаем, чего ожидать. Настоящая ценность – это интерпретация Майи».
По его словам, идиосинкразический характер изделий соответствует духу времени: «Это связано с настоящим; сейчас ценится инклюзивность, и быть другим – важная часть красоты».
У Pomellato была брошь-камея, которая сломалась при обращении. Хигучи отремонтировала изделие, которое теперь также украшено россыпью коричневых бриллиантов:
Бренд также представил единственную в своем роде брошь с камеей, созданной в Торре-дель-Греко, который долгое время был центром ювелирной промышленности Италии по производству камеи. Камея была приобретена брендом для специального проекта, но четыре года назад сломалась во время работы с ней. Она хранилась в сейфе бренда до тех пор, пока Хигучи не приложила свою руку, и Pomellato вставил ее в оправу с россыпью коричневых бриллиантов.
Существует множество теорий о происхождении кинцуги: согласно одной из них, японский сёгун, или правитель, был недоволен неумелым ремонтом чайной чаши, который был сделан в Китае, поэтому местные мастера создали более приятное решение; по другой версии, самураи придумали кинцуги для ремонта испорченных подарков своих хозяев, чтобы избежать последствий, которые могли бы стать серьезными. «Таких историй тысячи», – говорит Ику Нишикава, практикующий мастер в Оксфорде, Англия, которая также преподает это ремесло. Тем не менее, она отметила, что, по общему мнению, эта практика возникла «примерно в 16 веке».
Ювелирный бренд Milamore создал пару сережек и шарм, используя технику кинцуги. Джордж Инаки Рут, основатель Milamore, разбил и снова собрал образцы белого и серого перламутра. Затем мастер Кохей Киримото нанес на них лак уруси, чтобы скрепить их:
Milamore создал две работы, используя традиционную технику кинцуги, с помощью Кохеи Киримото, мастера из восьмого поколения его семьи, которая занимается изготовлением лаковой посуды. Рут разбил образцы белого и серого перламутра и собрал их фрагменты в конфигурации для пары сережек и шарма, а Киримото нанес лак уруси, чтобы скрепить их. Только после нескольких недель сушки на швы можно было нанести 18-каратный золотой порошок. В итоге получились лоскутные изделия с переливчатым блеском перламутра, сиянием золотых швов и бриллиантами.
Большая часть коллекции Milamore Kintsugi вдохновлена техникой кинцуги без ее прямого использования. Изделия из 18-каратного золота, иногда с бриллиантами, имеют неровные линии, напоминающие трещины в разбитой керамике. На коже кольца, браслеты и другие изделия выглядят так, как будто они сами прошли процедуру кинцуги.
Будь то ювелирные изделия или отремонтированная керамика, «золото подчеркивает то, что когда-то было разбито, а также силу и стойкость», говорит Рут. «У меня есть клиенты, которые носят их как обручальные кольца, или когда кто-то только что развелся, они покупают кольцо кинцуги для себя. Это то, что относится к каждому человеку».
Бренд Edéenne создал кулон как дань уважения философии кинцуги, используя золото, чтобы заполнить пустоту в срезе дуба, сделав его снова целым:
Эмоции клиентов также сыграли свою роль при покупке ювелирных изделий у Эденн (Edéenne), канадки, которая имеет ателье высокого ювелирного искусства на Рю де ла Пэ в Париже. По ее словам, она использует элементы кинцуги в украшениях для клиентов, которые «преодолели большие трудности».
Например, в 2021 году она создала изделие, в котором использовала золото, чтобы заполнить пустоту в срезе дуба, сделав его снова цельным. «Кинцуги – это искусство, которое использует эмоции», – говорит она.
Для дизайнера Джейми Джозеф из Сиэтла ювелирные изделия, вдохновленные кинцуги, стали культовыми для ее клиентов. Когда несколько лет назад в ее ленте в соцсетях появилось изображение сосуда с ремонтом кинцуги и сопроводительным посланием о «почитании недостатков», она начала изучать, как разработать подобную технику для своего одноименного бренда, который включает кольца с цветными драгоценными камнями и утонченные повседневные изделия с бриллиантами.
Проект имел практическую цель: «У нас есть чаша, в которую мы складываем все разбитые камни. Это была возможность переработать их». Получившаяся коллекция была названа Golden Joinery – один из нескольких общепринятых английских переводов кинцуги. Для ее создания потребовалось соединить камни, разбитые пополам или на трети («как пазлы»), и разработать ручной метод скрепления кусочков лентами из 22-каратного желтого золота.
Дизайнер из Сиэтла Джейми Джозеф создала коллекцию под названием Golden Joinery из разбитых камней, которые были воссоединены с помощью лент из 22-каратного желтого золота:
«Работа с этими произведениями – медитативный, вдумчивый, трудоемкий процесс, – говорит Джозеф. – Они занимают много времени».
Когда она впервые предложила эти изделия в 2015 году, «они сразу же были распроданы», сказала она. Но, несмотря на такую популярность, она создает новые изделия только тогда, когда камни ломаются во время производства других ее коллекций. «Для меня важно, что мы действительно занимаемся переработкой. Я не хочу найти классный камень и разрезать его».
С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте