Предлагаем вам продолжение большого интервью с Виктуар де Кастеллан.

Начиная с ваших самых ранних коллекций, вы демонстрировали драгоценные камни, которые другие ювелиры игнорировали, такие как сапфиры падпараджа, турмалины параиба и огненные опалы. Откуда у вас возникло пристрастие к этим конкретным камням?
Я никогда не классифицировала камни по их драгоценности, а только по цвету. Я не могу понять, почему эти камни, которые мы раньше называли полудрагоценными и которые чрезвычайно выросли в цене, были упущены из виду. Если мы ограничимся четырьмя драгоценными камнями (бриллиант, рубин, сапфир и изумруд), мы вскоре упремся в стену. Нет смысла ограничивать себя в том, что вы можете сделать, иначе вы не сможете рассказывать истории и лишите себя цвета. Цвет — мой приоритет, поэтому я использую камни, от которых отказались на Вандомской площади. Камни, которые, кстати, вы теперь видите повсюду. Когда я пришла в Dior, ни один крупный ювелирный дом не использовал опалы, и я не могла понять, почему. Это такой великолепный камень, которому Лалик и все ювелиры ар-нуво придали благородный статус.
Когда вы впервые увидели опал?
Я была очень молода. У одной из моих тетушек было кольцо с опалом, которое принадлежало ее крестной матери, Барбаре Хаттон. У тети были крошечные руки, и она носила это огромное кольцо, огромный опаловый кабошон, окруженный бриллиантами, на указательном пальце. Я думала, что это необыкновенно! Я всегда задавалась вопросом, что это может быть за мерцающий камень. Для меня он был сокровищем из сундука факира. Это было очень большое кольцо на очень маленькой руке, совершенно непропорциональное, но такое очаровательное.
Когда вы пришли в Dior в 1998 году, вы быстро навязали свой стиль: причудливый, но серьезный, нетрадиционный, с долей юмора. Что вы надеялись привнести в сферу ювелирных изделий?
Тогда я думала, что ювелирные изделия невероятно скучны! Они добавляют женщине 20 лет. Можно наслаждаться ношением украшений и не выглядеть мамочкой или матроной. Я хотела создавать украшения, которые были бы противоположностью скучным. Мои дизайны беззаботны, но это не значит, что их не воспринимают всерьез. Наоборот! Мне повезло работать с отличными мастерскими, использующими тщательно отобранные камни, тем более что мы не являемся традиционным ювелирным домом. Наши стандарты таковы, что иногда нам приходится отказываться от камня, который имеет великолепный цвет, но не обладает тем качеством, которое мы ищем.
Последние пять лет вы работали с гораздо более крупными центральными камнями, чем раньше. Это дает вам большую свободу или дополнительную ответственность?
Для меня это не имеет значения. Более крупный камень не означает автоматически более классический дизайн. Хотя это может быть так, поскольку мы должны предлагать нашим клиентам широкий спектр стилей и потому что это забавное упражнение — сесть и разработать классическое украшение. Мне также нравится представлять более простые и абстрактные вещи. Я не живу в мире, где только цветы и магия.
Драгоценности Dior — это украшение, талисман, заявление, знак принадлежности, что-то еще?
У нас есть несколько очень преданных клиентов, которые никогда не пропускают ни одной коллекции и покупают наши украшения, чтобы пополнить свою личную коллекцию. Наши украшения становятся частью жизни женщин или мужчин, которые их покупают. Их можно носить в любое время, независимо от того, в каком году они были созданы. Они не зависят от моды, что забавно, поскольку Dior следует за сезонами в мире моды, тогда как ювелирные изделия остаются вне этого цикла.
Возможно, потому что вы существуете в другой временной шкале?
Несмотря на то что каждый год выпускается все больше и больше коллекций ювелирных изделий, мы фактически находимся в другой временной шкале. Сейчас я работаю над коллекцией для 2027 года. Я не думаю, что модельеры так уж далеко продвинулись. Прошло два года с тех пор, как я представила коллекцию Milly Dentelle, и с тех пор мир сильно изменился. Например, мы не так много слышали об искусственном интеллекте. На самом деле я попросила генератор ИИ разработать украшение, и результат был ужасным! ИИ может сделать что-то «в стиле», но он не может угадать, что у нас в голове, и предугадать, чего мы хотим, пока нет. Мы — это воспоминания и мечтания. Я вкладываю много эмоций в свои украшения.
Оглядываясь на женщин, которые создавали украшения для исторических домов — Сюзанн Бельперрон для Boivin, Рене Пюиссан для Van Cleef & Arpels, Жанну Туссен для Cartier, — или на современных женщин — креативных директоров, включая вас, кажется, что женщины смелее. Согласны ли вы и почему, по-вашему, это так?
Возможно, да. Я думаю, что женщины вернули себе эти профессии, которые раньше выполнялись мужчинами. Так мало женщин вышли на передний план в ювелирном деле за последние сто лет. Ювелирные изделия стали желанной профессией для женщин.
Что больше всего изменилось в ювелирных изделиях за 26 лет?
Когда я начинала, девушки увлекались сумками, обувью и одеждой и были более склонны к дизайну аксессуаров и моды. Теперь все больше молодых женщин увлекаются ювелирными изделиями. В первые годы работы в Dior я создавала «небольшие» изделия и ювелирные украшения, такие как кольцо Mimioui с самым маленьким бриллиантом в мире. Я хотела, чтобы женщины, которые не могли купить драгоценности, могли иметь бижутерию Dior, хорошо сделанную и наполненную эмоциями. С тех пор многие женщины запустили свои ювелирные бренды. Ювелирные изделия стали частью повседневной жизни людей, их носят по-другому, более непринужденно, с браслетом дружбы или бабушкиным кольцом, и это ново. Женщины в 1980-х носили большие пластиковые серьги. Настоящие драгоценности никогда не появлялись в журналах, за исключением Vogue, который показал женщин в бюстье и огромных комплектах от Harry Winston. Ювелирные изделия еще не были демократизированы.
Вы исследовали так много разных миров, включая некоторые действительно необычные. Коллекция Belladone Island 2007 года, например, была особенно странной. Какое украшение было бы вашим самым смелым на сегодняшний день? То, которое вы хотели бы создать, зная, что это будет практически невозможно?
Я не уверена, что задала бы вопрос именно так, поскольку это подразумевает, что я гонюсь только за чем-то одним, а это слишком ограниченно. Украшения для меня — это множество вещей, множество камней, множество цветов… Может быть, самым невероятным украшением были бы ароматизированные драгоценные камни, которые мы бы ели и видели, как они светятся на нашей коже. (смеется) Вот это было бы странно!
Виктуар де Кастеллан и ее зачарованные драгоценности для Dior. Часть 1
Источник информационного материала и иллюстраций: https://www.europastarjewellery.com/jewellery-highlights/victoire-de-castellane-her-enchanted-jewels-for-dior.html