АННОТАЦИЯ
Немецкие города Идар и Оберштайн (ныне Идар-Оберштайн) имеют богатую историю огранки и резьбы по драгоценным камням, особенно по агату. Профессия и сейчас передается из поколения в поколение, как это было на протяжении более пяти веков. 13 поколений семьи Дреер работали с драгоценными камнями. Герд Дреер вместе со своим отцом обучался резьбе по драгоценным камням с 1955 года, а сын Герда, Патрик, начал свое обучение в 1988 году. Они занимаются резьбой индивидуально, но иногда работают в команде. Семья создает прекрасные изделия из агатов и монокристаллов высококачественных необработанных драгоценных минералов. Эти уникальные работы необычайно детализированы и выполнены с использованием естественного цветового зонирования для достижения удивительно реалистичного эффекта.
ВВЕДЕНИЕ
Резные украшения из драгоценных камней, выполненные Гердом и Патриком Дреер, невероятно правдоподобны. Жабы из агата кажутся пузатыми, блестящими и скользкими. Их «живые» глаза наблюдают за зрителем в комнате. Цветок тигровой лилии, вырезанный из полосатого агата (рис. 1), кажется бархатным, его лепестки соблазнительно выгибаются. Подобно драгоценным камням, из которых они созданы, эти работы являются единственными в своем роде творениями.
Десятилетний опыт совместного творчества придает их работе виртуозность, к тому же изделия выполнены с юмором. Сегодня Герд признан во всем мире мастером своего дела, а Патрик вышел из молодого поколения, добавив новые техники резьбы в семейный репертуар. Это расширяет огромный спектр навыков, которые передавались в семье Дреер на протяжении 13 поколений.
Следуя по пути своих предков, Дрееры изображают флору и фауну с удивительными деталями, а это требует глубокого знания предмета и понимания характеристик и атрибутов драгоценных камней, которые они обрабатывают. Дрееры изучают необработанный материал, иногда годами. На основании этих наблюдений они создают трехмерную модель и затем приступают к работе по оживлению камня (рис. 2). Растущая коллекция инструментов с алмазным напылением и глубокое понимание того, как ими пользоваться, лежат в основе их тщательно охраняемых технологий огранки.
ЮВЕЛИРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ИДАР-ОБЕРШТАЙНА
Среда, которая дала начало династии Дреер, а также сотням других известных практиков гранильного искусства, важна для понимания их истории. Идар и Оберштайн (рис. 3), два живописных немецких города, разделенные рекой Наэ в земле Рейнланд-Пфальц, были объединены в 1933 году и образовали Идар-Оберштайн.
Этот район на юго-западе Германии, расположенный в горном хребте Хунсрюк, прославился месторождениями агата и кварца, а также опытом своих жителей в таких профессиях, связанных с драгоценными камнями, как горное дело и огранка, а в последнее время – ювелирное дело. По преданиям Идара, самородки агата, кварца, халцедона, яшмы, сердолика и куски окаменелого дерева были обнаружены фермерами, когда они вспахивали свои поля много веков назад (рис. 4). Добыча и обработка агата процветали здесь не менее пятисот лет.
Некоторые считают, что римляне, завоевавшие этот регион, использовали агаты Идара более двух тысяч лет назад. Камея, найденная в Хидере, римском поселении в горах над современным Идаром, предполагает древнее использование агатов для глиптики. Другие ученые оспаривают римскую гипотезу, и есть мнение, что месторождения были открыты в средние века. Огранщики работали с драгоценными камнями из этого региона, и к XIV веку здесь была создана промышленность по огранке агата. Традиционно торговля драгоценными камнями была сосредоточена в Идаре, а производство ювелирных изделий и родственные профессии развивались в соседнем Оберштайне и других поселениях.
На заре индустрии огранки агата в Идаре вода из близлежащих рек – Наэ, Идарбах и других – обеспечивала энергию, используемую для вращения массивных колес из песчаника. Большие колеса, до трех метров в диаметре, использовались для придания агату внешнего вида. Мастера из этой местности разработали технику, при которой они ложились животом на деревянную скамью. Это положение, когда ноги прижаты к полу или к деревянному бруску, прибитому к полу, давало им необходимый рычаг, чтобы прижать драгоценный камень к вращающемуся колесу и обработать его (рис. 5). Первое упоминание о водяной мельнице для шлифовки камня относится к 1454 году. Документ гильдии шлифовщиков, датируемый 1609 годом, свидетельствует об этой профессии и включает строгий совет для членов гильдии: «Ни один посторонний не должен перенять ремесло шлифовщика, но ремесло должно передаваться от отца к сыну».
Это была долгая и тяжелая работа, требовавшая физических сил. Колеса меньшего размера использовались для улучшения интерьера – например, для изготовления углублений. Рассказы, передаваемые в семье Дреер, отмечают, что огранщики агата поднимались в 4:00 утра и отправлялись к водяным мельницам в Фольмерсбахе, чтобы дождаться своей очереди. Большую часть работы приходилось выполнять параллельно с сельскохозяйственными обязанностями, поскольку одна только огранка не могла прокормить торговцев. В небольших ремесленных мастерских Идара семейные секреты, полученные с помощью шлифовального круга, передавались из поколения в поколение. Техника резьбы по драгоценным камням и индивидуальные стили развивались с творческими изысками и особенностями, свойственными разным резчикам и их семьям.
Позднее были разработаны ножные устройства для резки агатов, за которыми последовало появление двигателей с электрическим приводом для вращения шпинделей. Эти усовершенствования позволили резчикам сидеть прямо, а не лежать на животе. Одна техника не изменилась: в то время как во многих других частях мира драгоценный камень держали неподвижно, и мастер перемещал гибкий инструмент вокруг него, чтобы сформировать желаемую форму, огранщики Идара всегда держали камень, насколько это было возможно, в обеих руках. Эта практика продолжается и сегодня. Драгоценный камень перемещается вокруг фиксированного шпинделя, который постепенно шлифует материал. На эти шпиндели устанавливаются самые разные алмазные инструменты, в зависимости от необходимого эффекта, а скорость может варьироваться от 3000 до 11000 оборотов в минуту. По словам Патрика Дреера, и шпиндели, и алмазные инструменты производятся в Идар-Оберштайне в соответствии со спецификациями каждого мастера. Постепенно этот процесс раскрывает видение резчика (рис. 6).
Резкое снижение объемов добычи агата и кварца произошло в начале девятнадцатого века. Месторождение Хунсрюк близилось к истощению после столетий эксплуатации. В результате упадок многовековых традиций добычи полезных ископаемых мог означать конец гранильного промысла Идара. К счастью, между 1820-ми и 1850-ми годами немецкие исследователи и фермеры, жившие на юге Бразилии, обнаружили новые богатые источники агата и кварца вдоль границы с Уругваем. Агат и кварц были обнаружены так же, как и в Идаре столетия назад: при вспашке полей. С 1825 года необработанные драгоценные камни начали доставлять в Идар. По количеству и качеству бразильский агат превосходил все, что было известно на месторождении Хунсрюк. Согласно отчету журнала Scientific American того времени, до 300 тонн агата ежегодно отправлялось в Идар и Оберштайн, где в торговле было занято около 6000 человек. Другие бразильские драгоценные камни, такие как кварц, турмалин, топаз и берилл, в конечном итоге тоже были импортированы, что значительно расширило ассортимент города. Разнообразие и доступность драгоценных камней открыли перед центром огранки новые возможности и задачи.
Германия экспортировала большую часть своего нового материала французским художникам в середине 1800-х годов, во время заката романтизма. Париж был магнитом для художников, включая мастеров изящного искусства и граверов по камню. Новый бразильский агат стимулировал возрождение гравировки и резьбы по драгоценным камням, позволяя резчикам создавать камеи, инта́льо и печати.
Молодые мастера из Идара начали стекаться в Париж для обучения у парижских художников утонченной гравюре и технике резьбы камей. Однако начало Франко-прусской войны в 1870 году ускорило возвращение немцев на родину. У художников теперь было много импортного сырья, и вскоре они смогли превзойти навыки, которым научились во Франции. Внезапное возвращение искусных резчиков привело к возрождению Идара как центра драгоценных камней. Многие мастера сформировали в Идаре и Оберштайне гильдии граверов, в которые входило более 230 членов. Гильдии помогали обучать учеников и позволяли членам оттачивать свои навыки огранки и резьбы. Они также сформировали структуру ценообразования. Эти разработки укрепили современную роль Идар-Оберштайна как центра огранки и гравировки агата. Новые навыки, приобретенные в Париже, также подготовили мастеров к развитию трехмерной резьбы.
ДИНАСТИЯ ДРЕЕР
Имеются сведения, что в конце 1800-х годов в соседнем Фольмерсбахе одним из самых почитаемых резчиков и граверов был Вильгельм Дреер (1840–1900). Его кропотливая работа получила широкое признание как в Германии, так и за рубежом. Выполненная Вильгельмом чаша из агата весом 43 килограмма была отправлена французскому императору Наполеону III. Остальные предметы были отправлены британской королевской семье. Один из сыновей Вильгельма, возможно, Карл (1861–1943), в начале 1900-х годов изготовил чашу из лазурита для российского императора Николая II. Хотя местонахождение чаши сегодня неизвестно, ее продажа была задокументирована в семейной истории Дреер. Работы Карла Дреера и других немецких художников того времени положили начало традициям трехмерной резьбы по драгоценным камням Идара.
Родословная Дрееров восходит к 1620 году, но семья считает, что их предки начали работать с драгоценными камнями из этого региона намного раньше. Некоторые подробности зафиксированы в свидетельствах о рождении, браке и смерти. Сведения о деятельности Дрееров также были почерпнуты из записей о собственности, особенно в отношении гранильных фабрик, которые семья покупала, владела ими или продавала их с течением времени.
К сожалению, многие записи в Идаре и Оберштайне до 1620 года были уничтожены во время Тридцатилетней войны (1618–1648) – религиозного конфликта в Центральной Европе. Этот период стал свидетелем значительного разрушения церквей и потери приходских записей. Уничтожение записей повторялось во время обеих мировых войн, что привело к неясности происхождения некоторых важных неподписанных произведений искусства, авторство которых невозможно проверить с уверенностью. От этого пострадали и Дрееры, и многие другие известные семьи, занимающиеся огранкой агата в Идаре.
Сын Вильгельма Карл был первым представителем современной линии Дреер (рис. 7). Он развил навыки резчика по драгоценным камням, а не просто огранщика. В молодости он обучался вырезать камеи, монограммы и другие украшения у мастера, вернувшегося из Парижа. Эти навыки значительно расширили репертуар Дрееров, поскольку они начали использовать в своих работах гравировку и резьбу. Международные стили резьбы и художественные движения также способствовали расширению мировоззрения семьи Дреер.
Тем временем Карл Вильд, современник Карла Дреера и его родственник, увидел возможности за пределами Идара и отправился в Россию, получив прозвище «Русс-Карл». Там он не только продавал готовые резные изделия и предметы искусства Карла Дреера и других мастеров из Идара, но и принимал заказы и привозил сырье (например, русский лазурит) для резьбы. Чаша из лазурита, упомянутая ранее, является одним из предметов того периода.
ДРЕЕРЫ В ЭРУ ФАБЕРЖЕ
Семья Дреер, как и многие другие жители Идара, полагалась в первую очередь на посредников при продаже своих работ. Одним из известных торговцев драгоценными камнями был Мориц Стерн, который привозил в Идар заказы из-за границы. Эти заказы выполняли лучшие резчики города. Среди тех, кто признал талант мастеров Идара и вскоре воспользовался услугами Стерна, был Карл Фаберже, который путешествовал по Флоренции, Дрездену и Идару в конце 1880-х годов. На Фаберже также повлияла японская резьба и фигурки нэцкэ, коллекция которых насчитывала около 500 штук. Изначально это были популярные предметы японской одежды шестнадцатого века.
В результате в Идар на рубеже двадцатого века стали поступать особые заказы от Фаберже из Санкт-Петербурга. Фаберже разрабатывал небольшие гипсовые модели животных, которые доставлялись огранщикам драгоценных камней для воспроизведения в камне. Эти произведения представляли собой либо собранные части, либо предметы, сделанные из цельного куска камня. После того как готовые изделия возвращались Фаберже, его мастера дополняли их элементами из золота. Патрик Дреер считает, что благодаря этим заказам Фаберже его семья с простой огранки агатов перешла на резьбу в более художественных формах. Сын Карла Дреера, Герман (1886–1960), является одним из художников, создававших резьбу для Фаберже. Дрееры говорят, что эти работы были точно вырезаны из гипсовых моделей, предоставленных мастерами Фаберже (рис. 8 слева). Хотя, после того как была проделана тяжелая работа, эти модели признали бесполезными, и большинство из них утеряно для времени и истории, семье удалось сохранить одну такую модель (рис. 8, справа).
Этот период знаменует собой самый ранний переход к трехмерной резьбе по драгоценным камням. Семья Дреер хранит только две такие ранние резные фигурки: чашу из горного хрусталя, показанную на рисунке 9, и фигуру резчика по драгоценным камням с чашей (рис. 10).
Даже когда члены семьи вели часть бизнеса, резьба по твердому камню оставалась без подписи и была отнесена к фамилии Фаберже. Почтенная российская фирма до некоторой степени полагалась на внешних поставщиков множества товаров, которые они не могли произвести сами. Поставляемые предметы должны были быть высочайшего качества и мастерства, что отражало опыт, которого в то время просто не было в России.
Немецкое гранильное ремесло признано в литературе о Фаберже. Ссылки указывают на то, что первые резные животные из твердого камня, вероятно, пришли из Идара. Директор дома Фаберже Геза фон Габсбург пишет: «Фаберже занялся поисками резьбы по твердому камню за пределами России. Путешествие привело его в Идар-Оберштайн, небольшой городок, специализирующийся на резке и гравировке бразильского агата». Фон Габсбург выделяет работавшего в компании Wolff немецкого резчика Альфреда Гейне, который «производил каменных животных для Фаберже». Далее он говорит, что «многочисленные заказы Фаберже привели к новому расцвету старого камнерезного центра». Это признают и российские специалисты. «Хорошо известно, что мастера Идар-Оберштайна выполнили большое количество резьбы для Фаберже», – сказала Галина Габриэль, член Международной ассоциации искусствоведов и Союза художников России, выступившая на Международной конференции Фаберже в Санкт-Петербурге в 2015 году.
После 1908 года Фаберже приобрел фабрику Верфеля в Санкт-Петербурге, чтобы обслуживать гранильные нужды фирмы. Количество заказов в Идар на резных животных, соответственно, уменьшилось. После Первой мировой войны (1914–1918) сотрудничество с Фаберже резко прекратилось. Социальные волнения в России достигли высшей точки: в 1917 году произошла революция, а в июле 1918 года был казнен император Николай II с семьей. Фаберже потерял всех своих богатых российских покровителей. Фирма была национализирована и закрылась в ноябре 1918 года. Уничтожение документов в Германии и России оставило пробел в понимании связей резчиков Идара с Фаберже. Тем не менее, были посеяны семена для роста лучших в мире трехмерных резчиков драгоценных камней.
МАСТЕРА-РЕЗЧИКИ: ОТ ОТЦА К СЫНУ
Научившись этому ремеслу у своего отца Германа, Пауль Дреер (1910–1968; рис. 11) стал третьим в списке лучших мастеров резьбы. Отсутствие влияния Фаберже или любого другого крупного покупателя предоставило Паулю большую творческую свободу, что позволило ему создавать скульптуры животных с богатыми вариациями. Изящный, похожий на живого олень и большая гибкая пума – это две резные фигурки Пауля Дреера, принадлежащие его семье (рис. 12 и 13). В честь его нововведений фирма сегодня носит название Paul Dreher Precious Stones and Engraving.
Помимо работы с одним камнем, Пауль Дреер экспериментировал с комбинациями нескольких драгоценных материалов в скульптурных композициях. Эти фигурки животных стали очень популярными и имели такое исключительное качество, что их иногда ошибочно принимали за изделия Фаберже. Герд Дреер сказал: «Мы были весьма удивлены, увидев две оригинальные резные фигурки, сделанные моим отцом, во втором издании книги А. Кеннета Сноумена “Искусство Карла Фаберже”». Ошибка в некоторой степени понятна: неподписанные изделия Дрееров и других мастеров из Идар-Оберштайна продолжали продаваться через брокеров или дилеров. Стиль, когда-то вдохновленный Фаберже, существовал десятилетия после того, как легендарная компания прекратила свое существование.
Почему работы остались без подписи? Брокеры имели возможность путешествовать и свободно владели языками, используемыми в международной торговле. Они часто представляли изделия как общую марку качества Идар-Оберштайн. Базируясь в Идар-Оберштайне и за рубежом, брокеры продавали изделия по всему миру, а в некоторых случаях представляли их как образцы своих собственных работ. Это считалось нормальной деловой практикой. У этой бизнес-модели были как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, семьям резчиков в Идар-Оберштайне не нужно было заниматься маркетингом и продажами. Они могли сконцентрироваться на работе и найти время для развития новых навыков. Однако очевидные недостатки заключались в том, что резчики не получали признания, не создавали репутацию и не понимали свой рынок. Это отразилось и на карьере Герда Дреера. К сожалению, имя Dreher не было широко известно за пределами Идар-Оберштайна.
Герд Дреер, родившийся в 1939 году, обучался у своего отца с 16 лет, следуя местной традиции передачи навыков от отца к сыну. Между 1960-ми и 1980-ми годами Герд шел по пути, аналогичному пути своего отца, вырезая изделия из различных драгоценных материалов, комбинируя способы создания фигурок животных (рис. 14).
После того как Герд Дреер возглавил семейный бизнес, он осознал необходимость изменить способ выхода своих изделий на рынок. С 1970-х годов он начал подписывать резные фигурки животных Дреера, и коллекционеры быстро запомнили выгравированный четкий логотип. Наконец предметы искусства стали выходить из относительной безвестности.
Герд заметил, что его художественные работы было бы интересно вырезать из одного драгоценного материала, хотя и с акцентами или с кварцевой основой, чтобы фигурка могла стоять вертикально. Акценты – плавники рыб, пернатые гребни птиц и хвосты различных животных – вырезаются из воска, а затем отливаются из золота. Глаза фигурок уникальны и требуют особого внимания. Они сделаны из небольших полупрозрачных или непрозрачных кусочков агата или черных агатов, вырезанных в виде кабошонов. Полупрозрачные участки изнутри облицованы сусальным золотом. При этом в глазах фигурок появляется мерцание (рис. 15) или блеск, поразительно похожие на настоящие. К 1980 году стали доступны гораздо более совершенные инструменты с алмазным напылением. «Это позволило нам вырезать млекопитающих, рептилий и земноводных с лучше проработанными деталями, чем раньше», – вспоминает Патрик Дреер. Эти инструменты также могли резать быстрее. Но Герд Дреер предупреждал своего сына, который в то время был учеником: «Инструменты не предназначены для того, чтобы мы производили быстрее. Мы будем использовать их только для увеличения качества производства». Сложные техники резьбы, которые они продолжают осваивать, демонстрируют изысканные отдельные детали меха, даже отдельные пряди (см. вставку A). Различная степень глубины резьбы создает области полупрозрачности или непрозрачности, которые часто вызывают сравнения с реальными животными. Уши мыши или кролика поразительно тонкие и полупрозрачные, но на них заметны ямочки и складки, которые можно увидеть у настоящих животных. Улучшение качества инструментов и глубокое понимание внешнего вида объекта наделяют фигурки индивидуальностью (рисунки 16 и 17). Искусствовед Галина Габриэль считает нынешнее поколение мастеров Дреер непревзойденным, а Герда, в частности, «самым престижным в мире резчиком по драгоценным камням».
К 1980 году стали доступны гораздо более совершенные инструменты с алмазным напылением. «Это позволило нам вырезать млекопитающих, рептилий и земноводных с лучше проработанными деталями, чем раньше», – вспоминает Патрик Дреер. Эти инструменты также могли резать быстрее. Но Герд Дреер предупреждал своего сына, который в то время был учеником: «Инструменты не предназначены для того, чтобы мы производили быстрее. Мы будем использовать их только для увеличения качества производства». Сложные техники резьбы, которые они продолжают осваивать, демонстрируют изысканные отдельные детали меха, даже отдельные пряди (см. вставку A). Различная степень глубины резьбы создает области полупрозрачности или непрозрачности, которые часто вызывают сравнения с реальными животными. Уши мыши или кролика поразительно тонкие и полупрозрачные, но на них заметны ямочки и складки, которые можно увидеть у настоящих животных. Улучшение качества инструментов и глубокое понимание внешнего вида объекта наделяют фигурки индивидуальностью (рисунки 16 и 17). Искусствовед Галина Габриэль считает нынешнее поколение мастеров Дреер непревзойденным, а Герда, в частности, «самым престижным в мире резчиком по драгоценным камням».
Вставка A: Дрееры и процесс резьбы по драгоценным камням
Благодаря современным инструментам с алмазным напылением художники Идар-Оберштайна гораздо больше контролируют форму, симметрию, детали и окончательную полировку готовой работы, чем пятьдесят лет назад. Скорость резания (число оборотов шпинделя в минуту) также увеличилась. Однако операторы токарных станков предпочитают использовать современные инструменты для повышения качества и детализации работы, а не для сокращения времени выполнения работ. Семья хранит свои секреты, но мастера продолжают использовать традиционную технику удерживания камня у круга, чтобы обрабатывать драгоценный материал. Следующие изображения и краткие описания пошагово показывают процесс, приводящий к окончательно вырезанному объекту искусства.
Самородок агата (рисунок A-1) тщательно отбирается и с помощью алмазной пилы разрезается на блоки, размеры которых определяют размеры будущего объекта. Дрееры иногда рисуют животное на плоской поверхности агата карандашом или маркером. Это помогает им визуализировать готовую резьбу и определить, как цветовое зонирование материала будет определять характеристики и личность животного. Герд и Патрик Дреер используют цветовое зонирование в одном агатовом блоке, чтобы определить, как будет расположено животное. И агат, и десятки фотографий объекта – в данном случае мыши – изучаются на предмет анатомической точности.
На второй фотографии Герд Дреер определяет трехмерный объект (мышь), включая очертания ее хвоста и ушей. Все аспекты поведения, позиции и положения существа вырезаны на агате (рисунок A-2). На этом этапе Дрееры используют инструменты с алмазным напылением диаметром 4–6 см, вращающиеся со скоростью 8000–9000 оборотов в минуту (об /мин), с непрерывной подачей воды для охлаждения и очистки. Патрик Дреер объясняет: «Этот шаг – один из самых сложных, потому что вам нужно отрезать много материала. Но вы не должны отрезать слишком много, потому что не сможете вернуть его, если произошла ошибка». Этот этап также важен для наблюдения: художник должен часто отстраняться от шлифовки, чтобы оценить материал, набросать новые рисунки, изучить цветоделение и исправить любые ошибки.
На следующем этапе фигурка мыши имеет гораздо более тонкие характеристики и выраженные черты (рисунок A-3). Дрееры обычно используют мелкие инструменты (диаметром от 5 мм до 2 см) с алмазным напылением. Различные этапы резьбы требуют разнообразных инструментов и форм, так как резчик использует переменную скорость (от 8000 до 14000 об /мин) с непрерывной подачей воды. Резчик определяет толщину и тонкость детали, варьируя прилагаемое давление. На этом этапе фигурка животного начинает приобретать свой окончательный вид.
Герд Дреер завершает фигурку мыши (рисунок A-4), вырезая чрезвычайно мелкие детали, определяя полупрозрачность и нежность ушей, добавляя небольшие ямочки, обозначающие усы мыши, и придавая характеристики камню, на котором стоит мышь (только подумайте: мышь и камень, на котором она стоит, – одно целое!). Имеются как минимум три степени полировки: предварительная, тонкая и окончательная. Кроме того, на части породы проводится пескоструйная обработка для разной степени текстуры. Эти детали полировки выполняются небольшими кисточками и алмазным порошком (зернистость не раскрывается). Порошок смешивают с маслами, чтобы получить суспензию, которую легко смыть водой. Дреер оставляет небольшие углубления в резьбе, в которые можно поместить глаза животного, вырезанные из черного агата и подготовленные отдельно, а затем приклеенные на место (рисунок A-4). В это время могут быть добавлены и другие акценты, такие как золотой хвост или гребни с золотыми перьями. Парафин никогда не используется для отделки резьбы, поэтому при надлежащем уходе и обращении изделия прослужат несколько поколений. Резчики служат друг для друга контролем качества. «Всегда здорово, когда на работу смотрит еще одна пара глаз. Но я знаю: если мой отец говорит, что работа закончена, значит, так оно и есть!», – добавляет Патрик Дреер.
ФИЛОСОФИЯ ДРЕЕРОВ
На полках вдоль стен крошечной студии семьи Дреер стоят аккуратно разбитые на категории обувные коробки, заполненные фотографиями и зарисовками фауны. Некоторые из них скопированы из книг или журналов. Есть изображения животных, запечатленные Дреерами, они служат резчикам моделями. Это впечатляющая коллекция изображений и эскизов Дрееров, которая дает семье такое глубокое понимание своих предметов. Патрик Дреер вспоминает, что однажды ему понадобилось изображение умывающейся мыши. Он не мог сфотографировать пойманную мышь в нужной позе, пока крошечная капля клубничного варенья не была размазана на небольшом участке шерсти зверька. Это дало ожидаемый эффект: вскоре мышь принялась мыться. Фотографии, сделанные под разными углами, помогают Дреерам интерпретировать и включать три измерения в готовый объект. Эти животные выполняют свою роль моделей, помогая в создании таких фигурок, как испуганная мышь (рис. 18). После этого их осторожно выпускают обратно в дикую природу, и зверьки не подозревают, что их образы ищут коллекционеры по всему миру.
Дрееры используют для резьбы множество необработанных драгоценных камней в диапазоне от 5 до 9 по шкале твердости Мооса, но предпочитают агат. Они ценят физические характеристики агата, а также его широкие цветовые вариации, которые гарантируют неповторимость произведений искусства. Вырезание слоев цветового зонирования в агате дает «холст» и возможность трехмерности. Дрееры регулярно изготавливают резные фигурки из кристаллов горного кварца, рубина в цоизите, берилла, топаза, родонита, обсидиана и турмалина. При этом Дрееры также используют цветовое зонирование в монокристаллах в своих интересах или для раскрытия истории в резьбе.
Сборщики обычно поставляют сырье в кристаллической форме или в виде необработанных кусков. Это бывает крайне редко, поэтому всегда ценно. Одним из ярких примеров является жаба (рис. 19), вырезанная из цельного куска бразильского турмалина, предоставленного калифорнийским коллекционером драгоценных минералов Уильямом Ларсоном.
«Когда минерал поступил к нам, у него были слои черного, красного и зеленого цвета, – вспоминает Патрик Дреер. – Когда мы начали удалять черный материал, то увидели тонкий слой синего цвета, которого раньше не видели. Появившийся слой синего цвета использовали для формирования головы жабы. Розовый и красный слои стали телом жабы, а зеленый – лапами. Эта «Королева жаб» – самое ценное произведение, которое мы когда-либо вырезали».
Патрик, 1970 года рождения, по семейным традициям учился у отца. «Мой отец – лучший учитель, которого я мог бы получить», – говорит он. Оба работают вместе в своей домашней студии. «Это не похоже на традиционную работу. Мне не нужно идти домой после работы, я уже дома. И мой босс – это еще и мой отец!», – отмечает Патрик. Он объясняет, что познакомился с этим ремеслом в детстве, имея широкие возможности освоить методы резьбы своего отца. Практическая работа началась к 18 годам. В 1997 году Герд и Патрик отправились в Риу-Гранди-ду-Сул, самый южный штат Бразилии, и привезли 3,5 тонны собранного вручную необработанного агата, с которым они продолжают работать по сей день.
В 80-е и 90-е годы также были найдены новые невероятные драгоценные камни, такие как большие кристаллы берилла из Украины, ставшие доступными после распада Советского Союза. Драгоценные материалы также поступали из Бразилии и из новых источников, таких как Афганистан, Восточная Африка и Мадагаскар. В двадцатом веке были найдены одни из лучших и самых крупных монокристаллов драгоценных камней, и это стало удачей для семьи Дреер. Птичье гнездо, роскошно вырезанное из огромного шестиугольного украинского зеленого гелиодора (рис. 20), является примером работ того времени. Чтобы сохранить естественную красоту кристалла, Герд Дреер оставил одну грань берилла нетронутой. Точно так же мышь, вырезанная из африканского рубина и цоизита (рис. 21), иллюстрирует массивные декоративные материалы, которые начали появляться в Африке в то время.
Патрик говорит, что он и его отец создают 12–20 новых работ в год. На выполнение каждой уходит 300–400 часов. Отец и сын работают над изделиями независимо и совместно и продолжают находить новых коллекционеров, которые снабжают их исключительным драгоценным материалом.
Собственное мастерство Патрика в этом ремесле проявилось драматически, когда после десятилетий ученичества он разработал план по вырезанию округлого, но совершенно гладкого и стеклянного гиппопотама из цитрина. «Этого не следует делать – ты напрасно потратишь материал», – упрекнул его отец. Но Патрик был непоколебим в своей решимости, и его отец в конечном итоге согласился, что произведение получилось великолепным (рис. 22).
С тех пор Патрик вырезал несколько важных предметов, в том числе морскую звезду из образца клубничного кварца, который в необработанном состоянии скрывал секрет. Только когда Патрик начал удаление ненужных или поврежденных участков, клубничный кварц обнаружил бледный аметист и бесцветный горный хрустальный кварц в нижних слоях. Цветовые вариации аметиста превратились в коралловый риф на дне океана из горного хрусталя (рис. 23).
В своей домашней студии Дрееры по очереди работают за верстаком. Коллекция инструментов разных размеров с алмазным напылением, исчисляемая сотнями предметов, ждет мастеров на рабочем месте. Умелое использование этих инструментов позволяет создавать чрезвычайно мелкие детали. Именно высокая детализация определяет современную эпоху. В свое время Пол Дреер вырезал уникальные крупные предметы, такие как пума и олень, которые оживали на четко очерченных, но гладких, мягких поверхностях резьбы. Эти изделия отражали мастерство, ограниченное только его инструментами. Сегодняшняя резьба, как правило, утратила гладкость в пользу мельчайших деталей, внимания к реалистичности и качеству (см. вставку B).
Вставка B: Факторы качества семьи Дреер
Качество необработанного камня: Необработанный драгоценный камень должен быть необычным и редким, например, крупные агаты с необычными цветовыми полосами и яркостью цвета. Это позволяет создавать тематически законченную резьбу. В прозрачных драгоценных камнях материал часто является однородным и лишен каких-либо явных включений, что приводит к чистой, светящейся резьбе.
Качество резьбы: Резьба должна сохранять реалистичные пропорции повсюду, а симметрия под всеми углами обзора должна быть сопоставима с реальным внешним видом животного (рисунок B-1).
Детали: Дрееры изучили резьбу в мельчайших деталях. Как передаются эти детали? Мех медведя перекрывается? Уши у мыши тонкие и полупрозрачные?
Использование материала: Дрееры иногда проводят годы, глядя на необработанный драгоценный камень, прежде чем начать его вырезать. Немало времени уходит на планирование и использование цветового зонирования драгоценного камня, чтобы передать реалистичные черты или выделить животное из окружающей его среды.
Уникальность: Резьба Дрееров – подлинное произведение искусства. Хотя некоторые позы могут быть похожими, нет двух одинаковых фигурок. Всегда есть вариации, потому что они вырезаны из разных материалов и в разное время.
Подписи: Современные работы подписаны Патриком или Гердом Дреером. На рисунке B-2 «GD» – это Герд Дреер, а «PD» – это Патрик Дреер.
Составные работы: Некоторые резные фигурки Герда Дреера представляют собой композиции из различных драгоценных материалов. Обычно это относится к произведениям, созданным до 1980-х годов, отражая материал, ноу-хау, спрос и инструменты, которые были доступны в то время.
Резьба по одному драгоценному камню: Крупная резьба по монокристаллу отражает изменение художественного направления и философии компании в 1980-х годах. Резные фигурки из отдельных драгоценных камней показывают не только редкость материала камня, но и способность Дрееров создавать из него полную трехмерную резьбу.
Акценты: Золотые акценты, такие как хвосты и перья, резные глаза и кварцевые основы используются как в изделиях из композитов, так и в фигурках из отдельных драгоценных камней (рис. B-1).
ВЫВОДЫ
На протяжении веков немецкие города Идар и Оберштайн славились огранкой агата. До Второй мировой войны этот регион был объединен в один город и превратился в центр огранки и резьбы по цветным драгоценным камням. Два основных резчика, Герд и Патрик Дреер, могут проследить связь своей семьи с агатом на протяжении тринадцати поколений, причем последние пять поколений занимались трехмерной резьбой. Многие считают отца и сына (рис. 24) величайшими в мире резчиками драгоценных камней, и их работы продолжают приобретать коллекционеры по всему миру.