В этой статье вы узнаете о посещении Вивиан Морелли жемчужной фермы Mikimoto Татоку, где 130 лет назад был разработан процесс культивирования.
На жемчужной ферме Mikimoto Татоку в Японии на поверхности залива плавают платформы, похожие на плоты, а под водой тысячи устриц удерживаются в сетях для создания жемчуга, который продается по всему миру (фото Andrew Faulk):
«Шел сильный дождь и дул пронизывающий ветер – необычные условия для весеннего дня, когда я посетила жемчужную ферму Mikimoto Татоку в этом прибрежном городе на главном японском острове Хонсю.
Но, как говорят работники фермы, сильный ветер всегда бывает перед тем, как погода начинает проясняться.
В этом году компания Mikimoto ожидает, образно говоря, ясной погоды, поскольку отмечает 130-летие процесса культивирования жемчуга, созданного основателем бренда Кокичи Микимото. В рамках празднования будет представлена полиэфирная нить для нанизывания жемчуга, полностью изготовленная из волокон пластиковых бутылок, а также серия из шести короткометражных фильмов «Любовное письмо морю».
Жемчужная ферма Mikimoto Татоку, основанная в 1896 году, находится в городе Сима на главном японском острове Хонсю:
Ряд больших платформ с подводными сетями, в которых выращивают жемчуг из тысяч устриц:
Именно на ферме Татоку г-н Микимото разработал процесс культивирования. Его мечтой, как он сказал императору Мэйдзи в 1905 году, было «украсить жемчугом шеи всех женщин мира». Здесь же он жил и впоследствии, занимая небольшой деревянный дом под названием Синдзю-каку в течение нескольких лет до своей смерти в 1954 г. в возрасте 96 лет.
Когда я плыла на лодке по заливу Аго, я видела дом и гостевой домик на вершине холма, а также другие деревянные постройки, расположенные вдоль берега. Среди них были два здания, которые ферма называет фабрикой, используемые для начала процесса культивирования и для офисов, и еще два, которые она называет научно-исследовательским институтом жемчуга, используемые для разведения устриц и проведения исследований. Сама ферма закрыта для посещения.
Неподалеку на поверхности залива плавал ряд больших платформ – решетчатых конструкций, в которых под водой находились сетки с тысячами и тысячами устриц, в которых медленно растет жемчуг.
Идея выращивания устриц возникла в конце 19 века, когда в районе залива Аго начался чрезмерный сбор устриц Акойя ради их жемчуга. Г-н Микимото, начинавший свою трудовую деятельность продавцом лапши, опасался, что они вымрут. Он узнал о принципах образования природного жемчуга от профессора университета и сразу же начал экспериментировать, пытаясь найти способ ускорить производство.
В 1893 г. он впервые вырастил полусферическую жемчужину, а в 1896 г., когда он смог делать это постоянно, основал ферму Татоку. «Этот регион подходит для сбора жемчуга, поскольку море здесь закрытое, а значит, вода спокойная, – говорит Джунья Ямамура, управляющий фермой и фабрикой, имея в виду залив. – Это важно, потому что устрицам нужно отдыхать, а здесь много питания».
Культивированная жемчужина Mikimoto с фермы Татоку:
Mikimoto – один из немногих ювелирных брендов, который занимается всем: от создания основного материала до продаж. В состав компании входит еще одна ферма в префектуре Фукуока, расположенной на южном японском острове Кюсю, а большинство жемчужных ожерелий собираются в Тоба, другом прибрежном городе, расположенном в 22 км от Симы.
В 1899 г. г-н Микимото открыл первый магазин компании в токийском районе Гинза. Сейчас, в 2022 г., объем продаж компании составил 25,8 млрд иен ($ 192 млн), у нее есть Интернет-магазин и 18 магазинов по всему миру, а также множество других точек продаж в универмагах и бутиках. Стоимость ожерелий составляет около $ 3 300, сережек и каффов – около $ 300, и компания расширила ассортимент подарочных изделий, таких как шелковые платки, акриловые и лаковые фоторамки, а также парфюм с ароматами ириса и магнолии.
Но культивированный жемчуг по-прежнему остается ее визитной карточкой. Марка, которой поначалу приходилось бороться с утверждениями о том, что ее жемчуг – лишь имитация настоящего, теперь известна во всем мире как ведущая марка жемчуга, особенно в Японии, где девушки, достигнув совершеннолетия, получают в подарок нить и носят ее по особым случаям в течение всей жизни.
По словам Ясухико Хасимото, управляющего директора отдела продаж и маркетинга компании и генерального директора Mikimoto America, самое значительное продвижение за последние десятилетия произошло в начале 2020 года. Именно тогда было объявлено о сотрудничестве с авангардным японским модным брендом Comme des Garçons.
Баскетболист Шай Гилджоус-Александр, как и многие другие мужчины и женщины, прибыл на Met Gala в жемчужных украшениях (Nina Westervelt for The New York Times):
«Благодаря новаторской идее Рей Кавакубо украсить мужчин жемчугом, мы вместе успешно создали новую культуру: украшать шеи всех, независимо от возраста и пола, – написал г-н Хасимото в электронном письме, имея в виду дизайнера и основательницу Comme des Garçons. – То, что когда-то было символом богатства и процветания, доступным только представителям королевской семьи и знати, сегодня стало любимым камнем современных мужчин и женщин».
Прибытие на Met Gala, похоже, подтвердило его точку зрения: среди гостей в украшениях Mikimoto были Бруклин Бекхэм, Эшли Грэм и звезда баскетбольной команды NBA Шай Гилджоус-Александр, хотя всех их затмила Рианна, когда появилась в жемчуге на вечеринке».
Продолжение следует…
Фотографии Andrew Faulk.
С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://www.nytimes.com/2023/05/26/fashion/jewelry-mikimoto-cultured-pearls-japan.html