Ювелирное дело

Является ли гранильная обработка вымирающим искусством?

В условиях финансового кризиса и сокращения возможностей обучения число огранщиков драгоценных камней резко сокращается, но есть и повод для надежды.

Является ли гранильная обработка вымирающим искусством?

Процесс огранки камней – это то место, где геометрия встречается с искусством. Огранщик драгоценных камней обучается огранке граней, чтобы оптимизировать прохождение света через камни и придать им максимальное сияние. Будь то крошечный камень melee для циферблата швейцарских часов или бриллиант Eternal Pink весом 10,57 карата, который недавно был продан на аукционе Sotheby’s за $ 34,8 млн, – почти все драгоценные камни, предназначенные для ювелирных изделий, проходят через руки огранщика.

Родиной гранильного искусства является Европа, где в средние века развивались технологии огранки. Со временем они оттачивались, чтобы обеспечить процветание ювелирной и часовой промышленности на континенте. Совсем недавно огранка драгоценных камней расцвела в Азии: европейские технологии были экспортированы в Таиланд, Индию и Мьянму (Бирму). Однако появление более дешевой рабочей силы в этих регионах, распространение машинной огранки малоценных камней, особенно в Китае, и резкое сокращение возможностей для обучения, по мнению экспертов, привели к нехватке европейских специалистов в этой области.

Марк Нуэлл огранил и оправил 3,70-каратный аквамарин (Mark Nuell):

Меняющиеся навыки

Лондонский огранщик драгоценных камней и ювелир Марк Нуэлл учился у австрийских огранщиков, работавших недалеко от сапфирового рудника его семьи в Австралии. Теперь, по его словам, «рост доступности низкокачественной огранки [по более низким ценам в таких регионах, как Азия] повлиял на исторические центры огранки драгоценных камней в Европе».

Другие – например, американский геммолог и огранщик Джастин К. Прим – считают, что причиной упадка стало отсутствие профессиональной подготовки. По его словам, во Франции, где в 1920-х годах ювелирную промышленность снабжали 8 тысяч огранщиков, сегодня их осталось менее 100.

Британская национальная программа ученичества закрылась в 1970-х годах, а швейцарская – в 2011 году. В Лондоне и Нью-Йорке «большинство огранщиков приезжают из других стран; каждый, кто заинтересован в карьере огранщика драгоценных камней, должен найти профессионала, у которого он мог бы обучаться частным образом», говорит Прим, живущий в Бангкоке. В Таиланде нет официальных возможностей для обучения, добавляет он, а индийские огранщики, по его словам, зарабатывают меньше, чем водители Uber.

Прим считает, что ключевым моментом является развитие местных талантов: «Экспорт навыков в Азию начался в 1970-х годах. Стоимость рабочей силы в Таиланде и Индии со временем вырастет до такой степени, что это станет нерентабельным для Европы и США». По его мнению, возрождению отрасли способствовало бы повышение уровня подготовки местных кадров для крупных ювелирных и часовых центров.

«Будущее выглядит хорошо в высшем сегменте рынка, но нам нужно больше возможностей для обучения, чтобы помочь ему снова процветать», – соглашается Нуэлл.

Огранщик драгоценных камней Джастин К. Прим за работой (Justin K Prim):

Положительная сторона

Надежда есть: в Германии все еще существует небольшая программа обучения, а во Франции все шесть гранильных домов – Grospiron, Piat, Lemercier, Manuel Soirat, Dalloz и Ulysse Poncet – берут учеников.

Виктория Рейно, жена Прима, была «одной из двух последних учениц швейцарской программы, начавшей обучение в школьном возрасте», рассказывает он. «Поскольку она прошла обучение в столь юном возрасте и продолжала осваивать более глубоко навыки, в 30 лет она является одним из самых молодых мастеров-огранщиков в мире».

Нуэлл, который гранит для своих собственных украшений, а также для коллекционеров, считает, что «хорошо ограненный драгоценный камень по-прежнему востребован. Мастера огранки, такие как Марк Гронлунд, Брайан Д. Драммонд и Анна Гилберт, пользуются спросом благодаря своей оригинальности».

Такие ювелирные Дома, как Boucheron, Tiffany & Co. и Harry Winston, будут продолжать использовать ограненные драгоценные камни. Cartier Jewellery Institute обеспечивает постоянное обучение мастеров по огранке камней, а школа ювелирного искусства L’Ecole, поддерживаемая Van Cleef & Arpels, предлагает начальные курсы огранщиков, которые могут стать началом карьеры.

«Одна из моих главных задач – зафиксировать как можно больше традиционных техник европейских огранщиков, пока они еще существуют, – говорит Прим. – Будущее не будет похоже на гильдии и ученичество прошлого, но документация может помочь уберечь отрасль от полного краха. Надеюсь, мы до этого не дойдем».

Гранаты огранки Джастина К. Прима и Виктории Рейно (Justin K Prim):

КЛЮЧЕВЫЕ ЦЕНТРЫ

Франция

Франция, имеющая 800-летние гранильные традиции, стала местом, где были сделаны многие технические открытия, определившие развитие отрасли. Шесть гранильных домов в Париже и районе Юра до сих пор принимают учеников.

Германия

Сегодня национальная программа ученичества готовит небольшое число огранщиков драгоценных камней.

Швейцария

Швейцарские гранильные технологии можно встретить в мастерских по всему миру. Сегодня немногие оставшиеся швейцарские огранщики специализируются на точной огранке мелких камней для часовой промышленности.

Чехия

В Чехии находится единственная в Европе сохранившаяся школа огранки драгоценных камней, которая в 1600-х годах произвела революцию в гранильном деле.

Англия

Хоть Англия имеет 700-летнюю историю гранильного дела, расцвет этой отрасли пришелся на XIX и XX века, после промышленной революции.

Индия и Шри-Ланка

Индийские огранщики веками пользовались ручными инструментами, уделяя основное внимание полировке и удалению дефектов. В последнее время в Шри-Ланке появилось сообщество высококвалифицированных огранщиков, использующих современные технологии.

Турмалин огранки Джастина К. Прима и Виктории Рейно (Justin K Prim):

Главное изображение: Огранщик Виктория Рейно (Justin K Prim).

С более подробной информацией можно ознакомиться на сайте https://jewelryconnoisseur.net/is-lapidary-a-dying-art/

Выйти из мобильной версии