Отмеченный наградами тайваньский ювелир Цай Ан Хо (Tsai An Ho) создает востребованные украшения из титана.
В течение некоторого времени в мире высоких ювелирных изделий царила аура исключительности. Драгоценные камни и металлы классифицировались и иногда низводились на основе их воспринимаемой ценности, в то время как новые подходы к дизайну и созданию ювелирных изделий часто оставались в тени. Сегодня ювелирная промышленность принимает инновационные технологии и использует нетрадиционные материалы и благодаря этому переживает возрождение.
Именно в этой атмосфере титан, когда-то преимущественно промышленный металл, в основном используемый в высокотехнологичных отраслях, стал желанным материалом для некоторых известных в мире ювелирных художников, которые теперь используют его в своих шедеврах.
Один из таких художников — Цай Ан Хо, отмеченный наградами тайваньский ювелир, чьи творения стали очень востребованными в престижных аукционных домах.
Маловероятная встреча
Впервые Цай познакомился с титаном в сфере ювелирного дела в 2004 году, когда студент на его курсе по ювелирному делу спросил об этом металле. Несмотря на двадцатилетний опыт работы в отрасли на тот момент, Цай признался, что у него ограниченные знания о материале.
«На самом деле я мало знал об этом типе металла, за исключением его широкого использования в таких высокотехнологичных областях, как медицина и аэрокосмическая промышленность. Поэтому мне пришлось углубиться в тему и заказать немного титана для экспериментов», — говорит он.
Используя свой опыт в ювелирном деле, Цай начал знакомиться с характеристиками и тонкостями титана.
«Я начал с нагревания металла, чтобы сделать его более податливым для формовки. Непреднамеренно во время этого процесса я наткнулся на увлекательную особенность титана: он претерпевает захватывающую трансформацию, демонстрируя спектр цветов, таких как фиолетовый, желтый, синий, светло-голубой и зеленый», — говорит он.
Цай решил изготовить свою первую подвеску из титановой пластины. Он тщательно вырезал круг диаметром 5 см, который служил основой. Во время работы он отчетливо ощутил невероятную твердость этого металла.
«В отличие от золота, которое можно было разрезать примерно за десять минут, работа с титаном оказалась серьезной проблемой, — говорит Цай. — Проволочная пила сильно нагревалась и часто ломалась во время процесса». В конце концов, ему потребовалось в общей сложности двенадцать проволочных пил, чтобы получить желаемый маленький круг.
Таким образом Цай пришел к выводу, что обработка титана представляет собой сложную задачу. Тем не менее, именно это редкое сочетание характеристик — легкости, прочности и универсальности цветов — открывает широкие возможности в сфере изготовления ювелирных изделий.
Позже Цай представил свой недавно созданный кулон студентам, которые были поражены его блестящей привлекательностью и переливающимся цветом. Позже изделие было продано за значительную сумму на аукционе. «Когда вы создаете что-то, что интригует и волнует людей, это мотивирует вас, и вы хотите работать дальше!» — говорит он.
Яркие спектры
Цай вырос в окружении ювелиров и драгоценных металлов. В детстве он учился в мастерской в своем родном городе. В эти ранние годы он развивал инстинктивное понимание уникальных свойств, присущих различным металлам, включая золото, серебро и платину. Однако только когда Цай столкнулся с титаном, он обрел новый взгляд на ювелирное дело.
Хотя Цай был очарован способностью титана менять цвет при нагревании, он также боролся с проблемой контроля точного оттенка, который он приобретет. Он исследовал несколько методов, таких как гальванопокрытие и окисление, хотя они оказались неэффективными. Тем не менее, он оставался решительным.
«В ювелирном деле вы должны постоянно повторять одни и те же методы, пока не освоите их и не обретете уверенность. Это может быть сложно, но это процесс обучения и совершенствования», — говорит он.
Наконец, после десятилетия упорных исследований и экспериментов, Цай увеличил свой показатель успешности до впечатляющих 90 процентов и теперь может производить широкий спектр роскошных цветов, которые только пожелает.
«Титан — поистине чудесный материал. Он обладает чрезвычайной твердостью, даже превосходящей твердость алмазов, но при этом может передавать тонкие и постоянно меняющиеся эмоции при воздействии высоких температур. Хотя по своей природе он бесцветен, он обладает способностью трансформироваться в богатый спектр цветов, отражая яркую и безудержную сущность жизни», — говорит он.
Овладение ремеслом
Цай посвятил 15 лет совершенствованию своего мастерства в области ювелирного дела и еще десятилетие — освоению тонкостей обработки титана. Свидетельство его виртуозности — замечательный шедевр Palm of the Sky, совместная работа Цая и его друга-дизайнера Дуань Жусюэ, начатая в 2020 году. Для завершения этого выдающегося изделия потребовалось три года кропотливой работы.
Чтобы воплотить в жизнь Palm of the Sky, Цай использовал специальную технику, известную как «титановая проволочная обмотка». Она представляла собой использование титанового металла, вытянутого в тонкие проволоки толщиной до 0,4 мм, с точными канавками, прорезанными в них для надежного удержания драгоценных камней. Это беспрецедентный подход, который создает иллюзию почти 1000 драгоценных камней, подвешенных в воздухе.
«Процесс установки драгоценных камней представляет собой значительные трудности из-за огромной твердости титана, который может легко повредить драгоценные камни, — говорит Цай. — Из сотни драгоценных камней 30–40 могут быть сломаны в процессе, что потребует кропотливого поиска замены».
Кроме того, другие этапы, такие как полировка, создают практические трудности при работе с чрезвычайно маленькими и хрупкими изделиями. «Представьте себе работу с очень маленьким драгоценным камнем: вам нужно аккуратно обернуть его тонкой титановой проволокой с помощью тонкого крючкообразного инструмента. Каждая деталь и действие должны быть тщательно спланированы и выполнены», — говорит Цай.
Художественная алхимия
Благодаря своим отличительным и многогранным качествам титан предоставил Цаю обширное полотно для художественного самовыражения.
Независимо от того, ищет ли он вдохновение в природе, в переливающихся цветах крыльев насекомых, поцелованных солнечным светом, или в очаровательных старинных ювелирных изделиях, выставленных в музеях, титан является катализатором творчества Цая.
В своих последних творениях он соединил жадеит — камень, глубоко почитаемый в традиционной китайской культуре, — с титаном, что привело к великолепной современной интерпретации древнего культурного символа.
«Когда титан используется для изображения чудес природы, он оставляет за собой замысловатые следы света, освещая мое очарование объектами и представлениями, которые передают яркость природного мира», — говорит Цай.
Источник информационного материала и иллюстраций: https://magnifissance.com/style/titanium-jewellery/