Нона Дронова — профессор геммологии, автор книги «О драгоценных камнях и изделиях», автор модных ювелирных коллекций LIBERI, СЕРДЦА, незаурядный человек, мыслящий стратегически и более тридцати лет отдавший себя ювелирному делу. Что думает она о будущем ювелирной отрасли России?
— Нона, каким вы видите современное состояние ювелирной отрасли?
— Ювелирное дело — один из древнейших видов деятельности человека. Оно постоянно развивается. Да, изменения будут. Будут меньше продаваться изделия от 300 до 800 долларов, а украшения из недорогой категории, например, небольшие цепочки, обручальные кольца, серьги — всё это будет востребовано. Возможно, даже более, чем два года тому назад. Человек всегда будет себя украшать, он должен подчёркивать свой статус и свое состояние. Конечно же, к особо дорогой категории ювелирных изделий будут предъявляться повышенные требования, связанные с качеством работы. Они должны быть индивидуальными, неповторимыми. Особое внимание будет уделяться драгоценным камням и тому, как они закреплены, как подчеркивается их эксклюзивность.
— Как выйти ювелирным предприятиям на более высокий уровень?
— На более высокий уровень с массовой продукцией можно выйти за счёт достаточного сервиса для покупателя и экономии на масштабах, экономии на доставке, оптимизации рекламных коммуникаций. Конечно, выживут крупные сети и крупные производители, которые могут себе позволить экономить буквально копейки на каждом грамме. Что касается ювелиров, которые заняты созданием эксклюзивных изделий, то здесь все будет зависеть от креативности ювелира, возможности использовать в своих украшениях редкие драгоценные камни. Причем, сегодня бриллиантом многих людей уже не удивишь. Тем более, на рынке появились синтетические цветные камни, синтетические бриллианты, что активно используется в творческих решениях. За рубежом грамотный потребитель стал больше обращать внимание на редкие камни, такие, как шпинель необычного цвета, турмалин, резные жадеиты. Очень облагораживает любое украшение и придает ему философское значение жемчуг. Все больше в моду входят скрытые знаки, когда, к примеру, в колье сзади висит огромный лунный камень, который не каждый увидит, но, если его случайно заметят, то это, конечно, будет знаком «можешь себе позволить демонстрировать эту роскошь и свой вкус».
— Кто, по-вашему мнению, останется на рынке?
— Останется тот, кто захочет меняться. И проблемы будут у тех, кто просто закладывает две или три цены, никак эту маржу не аргументируя, не продвигая свой бренд, не инвестируя в рекламные кампании. На фоне их особо выигрышно выглядят крупнейшие интернет-магазины или сети, которые активно продвигают себя и своих партнеров, проводят акции, дарят подарки. Сложно будет конкурировать без креативной составляющей.
— Так кто же выживет в это сложное время?
— 80% покупателей все же приходят за цепочками, обручальными кольцами, поэтому выживут те, кто делает для них лучшее предложение, а так же те, кто подходит к продаже творчески, привлекая в свой салон как в музей или как на выставку. В принципе, все это так и происходит во всём мире в престижных ювелирных центрах. Кроме того, будущее за теми, кто умеет работать с хорошими дизайнерами, которые делают необычные коллекции, изделия ручной работы, закрепляют интересные природные камни. К сожалению, наши ювелирные салоны привыкли брать изделия у хороших ювелиров на реализацию и не привыкли рисковать, а, значит, и не несут ответственности за продажу. Выставил изделие в витрину, и оно полгода ее украшает, а потом объявляешь «изделие не востребовано». Думаю, что необходимо отвечать за продажу доверенных тебе изделий, уметь с ними работать.
— Что считаете примером высшего достижения в ювелирной сфере?
— 30 лет тому назад первые магазины открывались при рынках, кому-то доставались приватизированные. Они имели высокие конкурентные преимущества, и все заводы рвались выставить свои изделия именно в эти магазины. Сейчас ситуация изменилась в связи с развитием сетевых программ.
Сегодня будут «достиженцами» те, кто начнет меняться, будет способен переучиваться, поняв современные реалии. Необходимо учиться анализировать рынок и поведение покупателя, уметь выбирать топ-модели, иметь постоянных клиентов которые будут у тебя хотя бы два-три раза в год покупать украшения. Если это провинция, значит, ты должен водить знакомство с состоятельными людьми в своём регионе, постоянно их заинтересовывать интересной информацией, привозить новинки.
— Как можно обновить ювелирный бренд?
— Необходимо начинать обновление с себя. Если руководитель — консерватор, ему сложно что-то изменить. Возможно, стоит привлекать студентов, их идеи. А вообще, необходимо быть влюбленным в свою профессию, интересоваться и постоянно ездить на выставки, смотреть Instagram, беседовать с покупателями, быть заинтересованным человеком и любить украшения. Иногда видишь — берут на ювелирное предприятие в отдел закупок или маркетинга женщину, а она сама не носит ювелирные украшения и вообще не понимает их смысла, философии.
Конечно, человек, который формирует стратегию ювелирного украшения, должен знать, понимать и, прежде всего, любить ювелирное дело. Вот, например, одна крупная компания нашла очень интересную коллекцию, и помогла им женщина вообще без всякого образования. У нее не было возможности приобретать изделия, но она с 15 лет ходила, смотрела, что у маминых подружек в шкатулках, в ювелирных магазинах. И представляете, она собственнику предложила коллекцию, спроси: «А почему у вас нет таких изделий?» И вдруг эта коллекция выскочила в ТОП. Это говорит о том, что ювелирным делом должны заниматься влюбленные в него. И это не та девочки, которая училась в лондонском колледже моды. Ерунда все это, отрыв от жизни.